ClickCease

ОТ ИЗДАТЕЛЯ. РУССКИЕ «ГРАНИ» ПАБЛО ПИКАССО

Sun, Mar 11, 2012
0
Он удостоился многих горячих и страстных эпитетов. История, кажется, не знала художника, творчество которого вызывало бы столько споров, не оставляя никого равнодушным.
Замечательный русский поэт Осип Мандельштам остроумно заметил, что художник-кубист Пикассо однажды в Париже "разбил" скрипку, и теперь ее кусочки — "святые реликвии" — можно обнаружить по всему миру.
Его имя известно сотням миллионов людей, однако его искусство понимают немногие. Одни называют его "буржуазным растлителем", другие — "формалистом", третьи — "большевиком в искусстве". Выставки его работ в различных городах мира неизбежно становились событием, которое будоражило не только художественный мир. О нем говорили на улицах, в клубах, метро, словно о самой животрепещущей проблеме — скачке цен или политическом кризисе.
Республиканская Испания, отдавая дань признания и любви испанского народа к художнику, назначила его директором Музея Прадо. Народная Польша наградила его высоким орденом. А Гитлер приказал удалить его картины из музеев. Трумэн назвал его искусство "развращающим". Черчилль, сам на досуге писавший натюрморты, пренебрежительно отозвался о живописи Пикассо. Вполне возможно, что если бы он остался в Испании, его действительно расстреляли бы: уж больно досадил он режиму Франко. Но главное — он не стал бы Пикассо вне художественной жизни Парижа. Франция неотделима от него, как и Пикассо нельзя отлучить от Франции. Он всегда будет ярким образцом "мастера без ярлыков", национальных или стилистических.
Сам художник иронизировал над натужным "ранжированием" его творчества: "голубой", "розовый", "негритянский", "кубистический", "классический" периоды. Ища формы, которые могли бы передать его мысли и чувства, он порой резко менял их, возвращался к уже "оставленным". И почти всегда работал одновременно в разных манерах. Начиная работу, художник не всегда знал, как будет создавать полотно или скульптуру: "Так, как лучше смогу выразить то, что хочу...".
Но, безусловно, самым поучительным для нас может стать знакомство с присутствием в творчестве Мастера весомого "русского следа".
Несмотря на то, что Пабло Пикассо родился в Испании, а большую часть творческой жизни провел во Франции, есть немало оснований считать гениального модерниста в некоторой степени и русским художником, так велико было влияние России на живописца. Русское искусство покорило испанца еще в молодости: в 1906 году на Парижской выставке русского искусства он увидел полотна Врубеля и был покорен его талантом. Россия была рядом с Пикассо и все последующие годы. Она подарила ему знакомство с чудесными литературными произведениями, дружбу с гениальными поэтами и театральными деятелями, любовь и первого ребенка.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С РОССИЕЙ, 1908—1914 ГОДЫ
В 1908 году 27-летний Пабло Пикассо был беден, неизвестен и влюблен. Вместе со своей любимой Фернандой Оливье он жил в небольшой комнатушке в одном из подвалов Монмартра. Убогое помещение было одновременно и жилой комнатой, и рабочей студией. Именно сюда молодой Анри Матисс привел русского коллекционера и мецената Сергея Щукина, обещая тому знакомство с талантливым и неординарным художником.
Тонкий знаток искусства, обладающий отменным чутьем, Щукин правильно оценил потенциал молодого испанца и купил у него 2 картины, дав за них неслыханные по тем временам деньги. С этого момента Щукин стал частым гостем в доме Пикассо, долгое время оставаясь самым крупным заказчиком. А Пикассо, благодаря своему щедрому русскому клиенту приобрел известность и смог перебраться из убогого подвала в просторную студию на Монпарнасе. Щукин стал своего рода "крестным отцом" художника, без которого будущему мэтру было бы куда тяжелее пробиваться к известности и славе.
Кто знает, может быть именно поэтому Пикассо сохранил благоговейное восхищение Россией на всю жизнь, и был польщен тем, что его творчество интересует русских философов и искусствоведов. Блестящий анализ его работ сделал Николай Бердяев: "Перед картинами Пикассо я думал, что с миром что-то происходит". При этом, как признавался позднее Петров-Водкин, "для нас Матисс, Пикассо, Ван Гог были неожиданными, и мы с трудом и с руганью разбирались в них".
Всего до 1914 года Щукин приобрел более 50 работ парижского модерниста, пополнив свою коллекцию полотнами, ставшими жемчужинами мировой художественной истории. Вместе с работами Матисса они украшают теперь залы Московского Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.
Покупал его работы и Иван Морозов, чьи приобретения составили основу эрмитажной коллекции произведений художника.
РУССКИЙ ТЕАТР И РУССКАЯ ЛЮБОВЬ, 1917 ГОД
В ней не было ничего неординарного и богемного, она не обладала утонченной восприимчивостью к искусству и не могла похвастать ничем, что делало бы ее привлекательной в глазах парижской богемы. Но Пикассо, нуждающийся в ту пору в спокойствии и постоянстве, оценил в Ольге Хохловой величественную уверенность, домовитость и уют, черты, за которые многие иностранцы во все времена любили русских женщин.
Балерина Ольга Хохлова стала первой женой Пабло Пикассо. Многие называли их союз странным, кто-то считал, что он — случайность, а некоторые друзья художника и вовсе упрекали его в ошибочности выбора. Тем не менее, брак, начавшийся с венчания в 1918 году, продлился 9 лет (официально супруги были женаты до 1955 года), подарил Пикассо плодотворный период творчества и радость отцовства.
В парижском музее Пикассо хранятся более ста писем Ольги, адресованные мужу… Тогда из его жизни ее вытеснила 17-летняя Мари-Терез Вальтер, имевшая вид старательной школьницы. И так — неоднократно... Пылко и всерьез… Художник любил повторять, что жизнь продлевают только работа и женщины.
.... Знакомству с Ольгой Пикассо обязан своей любви к русскому театру и дружбе с режиссером балета Сергеем Дягилевым. Поначалу Пабло был просто завсегдатаем выступлений русской труппы, а вскоре стал принимать активное участие в подготовке постановок. Имя Пабло Пикассо значилось на афишах многих спектаклей: он придумывал декорации, создавал уникальные занавесы и моделировал костюмы.
... Пикассо и русский театр — отдельная страница в биографии испанского художника. Он, в частности, был хорошо знаком с творчеством гремевших тогда Мейерхольда и Таирова, а с первым его связывали дружеские отношения.
В период гастролей театра Мейерхольда в Париже в 1930 году Пикассо посетил все спектакли, сраженный силой постановки гоголевского «Ревизора». Между Мейерхольдом и Пикассо существовала даже договоренность о совместной работе над «Гамлетом». Но идеология правящего в то время в России правительства не позволила планам осуществиться: Пикассо с его модернистскими взглядами на искусство был признан советским руководством представителем «упадочной буржуазии».

... Тесные связи с русскими художниками, поэтами, театральными деятелями, естественно, вызывали у Пикассо желание посетить Россию. Художник даже брался за изучение русского языка. В 1925 году, знакомя режиссера Бориса Терновца со своим 4-летним сыном Полем, Пикассо в шутку представил его по-русски: «Павел Павлович». А художник Константин Рождественский вспоминает встречу с Пикассо в 1937 году: «Он заговорил с нами на приличном русском языке. Видя изумление гостей, сказал, что не стоит удивляться, поскольку у него много русских друзей и, кроме того, была жена русская — балерина Ольга Хохлова».
... Он читал Льва Толстого, Достоевского, Гоголя, Лермонтова и составлял об их сочинениях свои впечатления. «Сначала мне казалось, — писал он о «Войне и мире», — что в романе уж слишком много подробностей, но потом я убедился, что все они совершенно необходимы».
... посетить Россию Пикассо не мог. Не помогла даже личная беседа с министром иностранных дел Громыко, состоявшаяся в 1962 году. И всё-таки, даже вдалеке от России, Пикассо сохранял в душе любовь к ней и даже следовал некоторым «русским» традициям: присаживался на дорожку, отправляясь в путь и стучал по дереву, «чтобы не сглазить».
…ЧТО Ж, ХУДОЖНИКУ, БЫВШЕМУ "ГРАЖДАНИНОМ МИРА", ВЕЛИКОМУ "МИЗАНТРОПУ В ТОЛПЕ", ВЫПАЛО СПОЛНА "ПРИГУБИТЬ" ЭТИХ ТЕРПКИХ И ЖГУЧИХ, ПРЕКРАСНЫХ И ИСПЕПЕЛЯЮЩИХ LE PASSION A LA RUSSE — "СТРАСТЕЙ ПО-РУССКИ".
Art Gallery of Ontario представляет Выставку работ ПАБЛО ПИКАССО из Музея Пабло Пикассо в Париже
с 1 мая по 26 августа 2012 года
Art Gallery of Ontario
317 Dundas Street West
Toronto ON
Tel 416.979.6660
Подробную статью читайте в весеннем номере журнала “Санкт-Петербург”.
По вопросам приобретения журнала, обращайтесь в редакцию 416-782-0083 [email protected]
Copying and reproduction of news materials - exclusively with the permission of the site administration torontovka.com

Login to post a comment
There are no comments yet