ClickCease

РАЗГОВОР С ТВОРЦОМ

Sun, Oct 2, 2011
0
О собственном юбилее:
- Уже много лет я не устраиваю никаких пышных празднеств. Дело не в том, что я превращаюсь в анахорета или теряю интерес к простым, общечеловеческим жизненным радостям. Просто с возрастом начинаешь несколько по-другому расставлять ценностные приоритеты, корректировать свое мироощущение. Если молодость требует безудержного буйства, проповедует стремление к жизни сегодняшним днем, то зрелость заставляет задуматься о высших целях, которые для меня лежат исключительно в области профессиональной, творческой самореализации. Поэтому свое 65-летие я встречал не в ресторане или на банкете, а в балетном зале, где работаю над новым спектаклем и вместе со своей труппой готовлюсь к ответственным выступлениям на сцене Александринского театра.
В июле и августе мы представили в Петербурге наши лучшие балеты. Очень хотелось устроить настоящий праздник и себе, и зрителям. Уверен, что это самое верное решение – встречать свой День рождения в общении с публикой, которая искренне любит и ценит мое творчество.
Об уникальности своего театра:
- Я думаю, что наш театр нацелен на очень серьезное развитие тех идей, которыми мы живем уже 34 года, того репертуара, направления в искусстве, которым мы занимаемся. Наша цель – создать новый балетный репертуар современной России. Мы не копируем западные образцы современной хореографии, мы активно развиваем, раздвигаем возможности русского балетного театра. Если можно сказать, что Петипа – кульминация русского балетного театра XIX века, Григорович – кульминация русского советского балетного театра XX века, то наш театр – в какой-то степени, квинтэссенция того, что может дать современный русский балетный театр в начале XXI века. Говорю без ложной скромности, потому что, к сожалению, этим никто больше не занимается. Потому что мы, осваивая все лучшее, что есть в мировом современном балетном театра, стараемся сохранить традиции, все ценное, что было создано нашими великими предшественниками.
Это важная миссия и очень большая работа, и я надеюсь, что у нашего театра появятся как можно больше последователей, молодых хореографов, которые будут заниматься тем же и на новых этапах экспериментировать, искать новые идеи, формы.
Мы внимательно следим за тем, что происходит в мире, и я с большим уважением отношусь к мастерам мирового балета, но ценность нашего театра и востребованность его в мире – именно от «непохожести». Это может нравиться или не нравиться, но наши спектакли развивают традиции драматического балета. Есть сюжет, психодрама, нет абстракции, которая сегодня выдается за авангард. Абстракция была модна 50 лет назад, а сегодня – это тупик! Надо идти дальше, надо понять, что если во второй половине ХХ века хореографы пытались вывести танец из балетного театра, то сегодня, наоборот, надо возвратить танец в балетный театр, и на основе именно традиций театра, законов театра создавать новый тип спектакля, ультра современного, но балетного ТЕАТРА XXI века.
Об Академии танца
- На данный момент этот проект – один из важнейших для меня и моего театра. Сегодня мы часто – и совершенно справедливо - говорим о многочисленных кризисных явлениях в отечественном балетном искусстве. Но разве можно согласиться с тем, что наша земля оскудела талантами, что в стране не осталось одаренных детей? Ответ очевиден: конечно же, нет. Однако необходимо искать, отбирать и воспитывать их. Именно с этой задачей призвана справиться Академия танца, где будут использоваться передовые, инновационные педагогические методики. К примеру, особое внимание в деятельности Академии будет уделяться последним достижениям спортивной индустрии. Мы планируем пригласить ведущих специалистов в области детского спорта, потому что их знания помогут юным воспитанникам приблизиться к идеалам физического совершенства. Академия должна выпускать всесторонне развитых личностей, чья безупречная физическая форма и исполнительская техника будут гармонировать с духовной глубиной и интеллектуальной состоятельностью. Можно сказать, что мы в этом отношении ориентируемся на всем известные античные идеалы.
Отмечу также социальную направленность проекта Академии танца: акцент при отборе учеников будет делаться на одаренных детях-сиротах и ребятах из неблагополучных семей. Уверен: без государевой опеки нам не справится с тем комом социальных проблем, который мы сегодня наблюдаем. Сегодня строительство идет полным ходом. Надеюсь, 1 сентября 2012 года, как нам и обещают строители, Академия танца начнет свою работу и примет первых учеников.
О проекте Дворца танца
- Этот проект мною выстрадан. Все 34 года, что наш театр живет и работает в Петербурге, у нас нет собственной сцены. Однако сегодня можно с уверенностью говорить о том, что здесь появится центр мирового балетного искусства. Помимо нашего театра во Дворце танца будут работать труппа, представляющая классический репертуар XIX века, и экспериментальный коллектив, который займется поиском новых пластических форм в новой студии молодых хореографов. Впрочем, двери Дворца будут открыты для всех, кто любит танец, от фольклорных хороводов до ночных дискотек. Никакого идеологического ценза не предполагается. На данном этапе идет работа над архитектурным проектом, подготовленным голландской компанией.
О переносе литературной классики на балетную сцену
- Обращаясь к великой литературе, я всегда стремлюсь проявить максимально уважительное отношение к автору и тексту, сохранить то, что может быть названо «духом произведения». При этом должен подчеркнуть: я никогда не занимаюсь созданием примитивных балетов-иллюстраций. Мне интересны те эмоции и мысли, которые возникают при соприкосновении с первоисточником. И если я, к примеру, обращаюсь к поэтике Пушкина, то в итоге рождается не пересказ «Евгения Онегина» языком танца, а новый, самостоятельный язык, новая оригинальная поэтика, новое произведение искусства. Далеко не все мои балеты основаны на шедеврах классической литературы. Источником вдохновения также может быть судьба отдельного исторического персонажа – Ольги Спесивцевой, Чайковского - или музыкальное произведение (как это было с балетом «Реквием», поставленным на бессмертную музыку Моцарта).
Хореографии, действительно, подвластно все или практически все. Ведь если вдуматься, то танец, язык тела – древний универсальный художественный язык, несущий в себе огромные пласты культурной информации и хранящий память о жизни многих поколений наших предков. Но в то же время, для своих постановок я выбираю только те сюжеты и темы, которые обращаются к извечным духовным и мировоззренческим проблемам человека. Идя по этому пути, мы расширяем возможности балетного театра как уникального инструмента для выражения жизни человеческого духа.
О значении музыки и драматургии в создании нового спектакля
- Я закончил консерваторию и музыку, особенно классическую, я знаю на уровне профессионального музыканта. Слушаю бесконечно. Когда я погружаюсь в мир нового балета, я выбираю ту музыку, которая может стать музыкой этого балета. Никто не может подсказать мне, какая именно музыка мне необходима, только я сам лично могу понять – инспирирует меня эта музыка или нет, может ли быть моим соавтором – тот или иной композитор. Для меня выбор музыки – произведения соавтора – это выбор того с кем я проживу как минимум год жизни, потому что это постоянное общение, мучительное творчество, поэтому выбираешь ту музыку, которая может вдохновить тебя на создание нового балета, которая тебе близка. Также и с либретто. Когда я беру какое-нибудь литературное произведение или историческую личность, или творческую личность, которая вдохновляет меня на создание спектакля, то какой драматург может написать либретто? Создать драматургию, концепцию балетного произведения, почувствовать, что наиболее близко языку тела и как язык тела может выразить те или иные эмоции по прочтении этого литературного сочинения, - это может сделать лишь сам хореограф. Это очень индивидуально, очень субъективно и самый главный процесс творчества – именно создание драматургической концепции, драматургической конструкции спектакля. Таким образом, драматургия и музыка – это уже практически база и цокольный этаж для будущего здания, храма нового спектакля.
О новом балете «Роден»:
- Прежде всего, это будет балет о трагическом несовпадении блеска той вечной славы, которая ожидает великих творцов и трагизма их земного пути. О цене, которую приходится платить гениальным художникам за свои бессмертные творения. Вспомните ахматовские строки: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи...». Обо всем этом я размышляю в своем новом балете.
Роден видел в человеческом теле, прежде всего, инструмент выражения страстей, и в этом отношении он невероятно близок мне. Мне было интересно «оживить» застывшую пластику, застывшую музыку скульптур Родена и Камиллы Клодель. Исследуя при помощи языка психологического балета пластический мира скульптора, я одновременно создаю спектакль о чувственной, эмоциональной жизни художника.
Думаю, окончательное название балета будет определено ближе к премьере, которая запланирована на ноябрь. Пока же я провожу по 8 часов в день в балетном зале, ставя новый спектакль. Очень хочется реализовать все задуманное.
По материалам российской прессы
пресс-центр Театра Балета Бориса Эйфмана
Санкт-Петербургский государственный Академический Театр Балета под руководством Бориса Эйфмана, созданный в 1977 году, изначально возник как авторский, театр одного хореографа, что для тех лет было явлением уникальным.
Не имея ни сцены, ни постоянных репетиционных помещений, с маленькой труппой, он сумел первой же программой произвести сильнейшее впечатление: видевшие его спектакль "Двухголосие" с Аллой Осипенко до сих пор вспоминают этот камерный балет как потрясение.
Первые спектакли коллектива были обращены к молодежной аудитории. Смелым экспериментом стал балет "Бумеранг", о котором "Нью-Йорк Таймс" опубликовала статью под заголовком "Борис Эйфман - человек, который осмелился". Само обращение к музыке “Pink Floyd”, Д.Маклафлина, Р.Уэйкмана (“Yes”) было равносильно бунту, а соединение этих композиций с ошеломляюще эмоциональной, свободной от академических клише хореографией принесло Эйфману репутацию «хореографического диссидента». Целое поколение выросло с памятью об этих спектаклях. Творчество хореографа соединило широкую массу людей с балетным театром. Можно сказать, что становление театра связано с духовным воспитанием целого поколения российского зрителя.
За годы своей плодотворной деятельности Б.Я.Эйфман создал около 50 балетов, по его спектаклям создан ряд телевизионных фильмов-балетов, а также многие телевизионные передачи, посвященные его творчеству.
На репертуаре театра оформилась балетная труппа с особым пластическим мышлением. Артисты, блистательно владея классическим и современным танцами, обладают даром перевоплощения. Эйфман, являясь создателем новой актерской школы, определяет искусство балета прежде всего как духовный процесс.
Ныне театр, возглавляемый Б.Я.Эйфманом - это коллектив, пользующийся неизменным успехом в стране и за рубежом; он завоевал мировое признание, постоянно гастролируя по странам Европы, Азии, Америки, Африки.

Copying and reproduction of news materials - exclusively with the permission of the site administration torontovka.com

Login to post a comment
There are no comments yet
Last articles