ClickCease

Балет, ты с давних пор мой Бог...

Thu, Jan 13, 2011
0
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ:
НЕИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНОМ ТЕАТРЕ
Возможно среди вас, уважаемые читатели, есть счастливчики, которые хоть раз в своей жизни имели шанс побывать в знаменитом Мариинском театре – “символе русской культуры”. Отправляясь в Санкт-Петербург, один из прекраснейших городов мира, вы, как правило, говорите: - Хочу побывать в Эрмитаже и Мариинском театре. Можно представить с каким волнением вы входили в театр через парадный вход и кассовое фойе, украшенное бюстом императрицы Марии Александровны, чьим именем назван театр, и макетом зрительного зала с миниатюрными креслами размером в ноготь. Занимали свои места, ожидая поднятия роскошного занавеса художника Александра Головина с золотыми аппликациями по бархату, ставший эмблемой Мариинки, и с партера или с высоты яруса, затаив дыхание, наблюдали за божественно красивыми движениями чарующих балерин, ваше сердце замирало от звуков музыки и блистательного владения голосом прославленных оперных артистов...
Я навещаю свой родной город довольно часто, всякий раз стараясь побывать в любимом театре. Однако и для меня предстоящие гастроли балетной труппы Мариинского театра в Канаде также волнующее событие. Предвкушая чудо предстоящего действа, мне хочется поделиться с вами, дорогие друзья, чем-то особенным... и пригласить в Мариинский театр не с парадного входа, а на необычную “экскурсию”, которая, уверена, удавалась не каждому. Пресс-атташе Мариинского театра Оксана Токранова любезно согласилась провести нас за таинственные кулисы легендарной Мариинки, где каждая ступенька или доска хранят память о великих артистах, музыкантах, художниках, создававших здесь, на петербургской сцене российскую и мировую культуру и поведать, что называется, из первых уст - Неизвестные факты о всемирно известном театре.
В сентябре прошлого года открылся очередной сезон в Мариинском театре, отмечающим в этом году значительную культурную дату своего исторического здания. Как известно, возраст и творческая жизнь знаменитого петербургского театра не исчисляется 150-ю годами истории здания. Музыкальная труппа, которую воспел в стихах еще Пушкин, вступила уже в 228-й сезон.Нынешнее здание театра было построено в 1860 году архитектором Альбертом Кавосом и получило по желанию императора Александра II романтичное название - "Мариинский" в честь царственной супруги Марии Александровны.
Итак, давайте мысленно последуем в зрительный зал Мариинки, уникальный своей "лирической" расцветкой - не привычной для оперных театров красно-золотой, а голубой с золотом, где все готово к началу сезона. Балконы и ложи бегут точеной золотистой подковой вокруг партера, напротив сцены - Царская ложа, задрапированная голубым бархатом, расписной плафон, изображающий полдень - двенадцать пасторальных девушек, танцующих с купидонами, и двенадцать медальонов с портретами русских драматургов - Капнист, Фонвизин, Озеров, кн. Шаховской, Гоголь и др. Этот зал давно считается одним из самых красивых в мире. Венец его - трехъярусная люстра из горного хрусталя на бронзовых обручах весом в 2, 5 тонны. Каждый год перед началом сезона рабочие театра опускают вручную эту люстру с 20-метровой высоты и моют все ее 23 тысячи (!) хрустальных подвесок. В театре, между прочим, живет легенда, что, когда на сцене пел Шаляпин, люстра мелодично звенела. Акустика Мариинки считалась когда-то самой совершенной в России. Причем делали ее русские мастера, обившие зрительный зал тонким деревом для достижения тонкого звукового баланса. И надо заметить, что этот новенький чудо-театр, появившийся на Театральной площади Петербурга на месте сгоревшего Театра-цирка и признанный самым передовым театральным зданием в Европе, был построен всего за один (!) год.
Движемся далее по парадному фойе на уровне царской ложи, и по белому залу "фойе Направника", названному в честь легендарного маэстро, проработавшего в Мариинке больше пятидесяти лет - с 1863 года до самой смерти. Скромный труженик, дружбу с которым считали за честь Чайковский, Глазунов, Римский-Корсаков, не только сделал основой репертуара русскую оперу, сыграв премьеры десятков новых русских партитур, но и создал блестящий исполнительский стиль Мариинского оркестра и труппы: точный музыкальный ансамбль, красота звука и безукоризненное следование композиторскому тексту. Пунктуальность маэстро была легендарной: по нему сверяли часы даже музыканты, шутливо отмечая в своих нотах точное время вступления.
А теперь - по крутым узким лестницам наверх, под купол - в легендарный Головинский зал, где уже полтора столетия создается "живописная история" Мариинки. Здесь работали Головин, Бенуа, Билибин, Коровин, Федоровский, Вирсаладзе. Сейчас в этом гигантском помещении с полукруглыми окнами, будто впускающими в зал серое петербургское небо, рисуют мягкие декорации - причем, все панорамы и кулисы в натуральную величину. Твердая сценография создается и хранится в других местах. Но в старом Головинском зале, расположенном над зрительным залом, даже воздух пропитан легендами. Хотя, теперь никто не может точно показать, где были нарисованы масляной краской ступни Шаляпина, которого Головин писал здесь в костюме Бориса Годунова и еще в пяти костюмах, создав свою знаменитую серию театральных портретов певца. Только известно, что шаляпинские ступни исчезли вместе с куском деревянного пола, который вырезали рабочие лет пятьдесят назад, решив, что это просто малярные пятна.
В этом же Головинском зале произошла и одна из самых знаменитых историй Серебряного века: ссора поэтов Николая Гумилева и Максимилиана Волошина из-за поэтессы Черубины де Габриак (Елизаветы Дмитриевой), окончившаяся дуэлью. Поэты потом стрелялись, подражая Пушкину и Дантесу, на Черной речке. К счастью, оба остались живы. Но ссора происходила в точном формате "игровой стихии" Серебряного века: в театральной мастерской, в присутствии поэтов - Анненского, Вяч. Иванова, Алексея Толстого, Кузмина, Блока. На разостланных на полу декорациях Головина к "Орфею" Глюка. Под звуки оперы "Фауст" Гуно, доносившиеся из зала, где Шаляпин пел Мефистофеля. И таких сюжетов из "искусства-жизни" в истории Мариинки не мало.
От имени читателей журнала “Санкт-Петербург” благодарю пресс-атташе Оксану Токранову и специалиста по связям с общественностью Любовь Романову за интереснейший рассказ и присланные фотографии и сообщаю, что во время летнего путешествия в город на Неве, которые я провожу каждый год, у нас с вами будет уникальная возможность увидеть все своими глазами и побывать в закулисье знаменитого Мариинского театра. Нас здесь ждут!
Торонто, город в котором я теперь живу, по праву считают третьим по значимости центром англоязычной культуры в мире после Лондона и Нью-Йорка. Именно в Торонто находится большинство канадских театров, свыше пятидесяти балетных и фольклорных танцевальных ансамблей, шесть оперных коллективов, два симфонических оркестра и целый ряд театральных групп. Торонто - столица провинции Онтарио, самый крупный город Канады, расположенный на пересечении водных и наземных путей. В самом названии города отражена эта географическая особенность: на одном из языков североамериканских индейцев “Торонто” означает “место, где деревья растут из воды”, а на другом – “место встречи”.
Долгожданная встреча с балетной труппой прославленного Мариинского театра состоится буквально через несколько месяцев. В феврале-марте 2011 года у любителей балета Оттавы и Торонто будет возможность побывать на спектаклях театра. И если в Оттаве несколько лет тому назад в Центре национальных искусств Канады, Canada’s National Arts Centre, театр уже демонстрировал свое отточенное мастерство, срывая оглушительные аплодисменты, то для балетоманов Торонто - это долгожданная, волнующая встреча, ведь труппа не появлялась здесь более двадцати лет. С 1 по 6 марта, 2011 г. в самом большом в Канаде Центре сценических искусств, Sony Centre for The Performing Arts, нам покажут вершину русской хореографии, "визитную карточку" театра - балет “Лебединое озеро”.
Откроются гастроли труппы 24 февраля в Оттаве “Баядеркой”, которую критики считают “типично петербургским” балетом, требующим кристальной чистоты танца, изысканного благородства формы, сдержанного в проявлениях, но напряженного и отчетливого драматизма”.
Хочется особо отметить, что встреча со знаменитой Мариинкой состоится благодаря усилиям продюсерского центра Ardani Artists Management, который с 2003 года организует гастроли театра в Америке и Канаде. За 20 лет своей антрепренерской деятельности глава центра г-н Данилян с супругой претворили в жизнь тысячи художественных проектов по обе стороны океана, многие из которых получили всемирное признание.
Торонто - очень динамичный город, в котором насыщенная культурная и спортивная жизнь практически не прекращается ни на день. Это город, который никогда не спит! Многочисленные выступления театральных групп, спортивные соревнования, выставки и уличные фестивали - все это наполняет жизнь города до краев. Как в любом крупном городе, все самое примечательное в Торонто находится в центре. Именно здесь расположено самое большое количество театров, ночных клубов, концертных площадок, ресторанов и отелей.
Одним из важнейших событий культурной жизни Торонто стало торжественное открытие 1 октября 2010 года Sony Centre for The Performing Arts. Это знаменательное событие произошло в лучах “огней большого города” в присутствии “сливок общества” - представителей деловой и политической этиты, телевидения, известных театральных критиков и журналистов. В заключение торжества зрители стали свидетелями запоминающегося оглушительного 50-залпового фейерверка.
Ровно 50 лет назад, 1 октября 1960 года, этот центр был открыт под названием O’Keefe Centre. На протяжении долгого времени он служил домом для Национального балета Канады и Канадской оперы. В 2006 году новым домом для обеих компаний стал центр The Four Seasons Centre for the Performing Arts, построенный по проекту канадского архитектора Джека Даймонда, владельца компании Diamond and Schmitt Architects. К слову, именно эта компания завершает строительство нового зала Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
За полвека своего существования O’Keefe Centre принимал в своих стенах членов королевской семьи, глав и представителей дипломатического корпуса многих государств, аккредитованных в Канаде, представителей деловой и творческой интеллигенции. На сцене театра выступали звезды мирового класса, среди которых: Рудольф Нуриев, Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Марлен Дитрих, Пласидо Доминго, Дайана Росс, Лайза Минелли, Ричард Бартон, Сэр Лоуренс Оливье и многие другие.
Открытие Sony Centre for The Performing Arts, после двухлетней реконструкции – это первая стадия 3-х уровневого проекта LTower, разработанного в студии известного американского дизайнера Даниэля Либескинда. Завершающим этапом этого проекта станет возведение 57-этажного небоскреба, соединенного с 50-летним Sony Centre. Уже в следующем году начнется второй этап строительства. Уникальные идеи проекта призваны возродить жизнь исторической части Торонто, а также служат ярким примером соединения культуры, искусства и новых технологий 21 века. Свое новое название - Sony Centre, этот культурный комплекс получил в знак благодарности главному спонсору проекта, вдохнувшему в историческое здание новую жизнь
При реконструкции театра было сделано все возможное, чтобы сохранить величие и элегантность прежнего. Одной из главных достопримечательностей фойе является поражающее воображение огромное (30 м в длину и 4 м в высоту) панно - “Семь жизнеутверждающих искусств” - созданное одним из лучших авторов настенной живописи Йорком Вилсоном. Оно состоит из семи соединенных вместе фресок, написанных в стиле модерн. Фрески иллюстрируют основные виды искусств: живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, литературу, танец и драму. Во время реставрационных работ панно было тщательно укрыто во избежание малейших повреждений. По творческой задумке реставраторов, именно эти уникальные, самые обширные в Канаде фрески воспроизводят атмосферу культурной жизни ушедших времен.
Для реставрации центра, построенного 50 лет тому назад по проекту архитектора Питера Дикинсона, были привлечены лучшие мастера. С большой осторожностью, вручную отреставрированы деревянные, медные и мраморные детали. Работы проходили под пристальным вниманием специально созданной комиссии, которая следила за тем, чтобы новаторские идеи не помешали сохранению прежних уникальных отделочных материалов. Таких, как знаменитый каррарский мрамор (из которого созданы все скульптуры Родена), красное дерево, бронзовые и стеклянные детали.
А знаете ли вы...
что этого грандиозного праздника могло и не быть, а город, как, впрочем, и страна, лишились бы одного из лучших своих концертных залов?! От исчезновения его спас Дэн Брамбилла - главный исполнительный директор Sony Centre. Которому удалось не только сохранить здание, но и вернуть ему былую славу. Восемь лет назад, когда Дэн заступил на этот пост, его глазам предстала довольно мрачная картина. Все чаще раздавались голоса влиятельных людей о том, что центр (который с 1996 по 2007 год носил название Hummingbird Centre for the Performing Arts) должен быть закрыт, продан застройщику очередного небоскреба или же превращен в торговый комплекс. Два основных его арендатора, Канадская опера и Национальный балет Канады, на протяжении десятилетий обеспечивавших 2/3 доходов, решили перебраться в новое здание, отстроенное на углу Queen Street и University Avenue – Four Seasons Centre for the Performing Arts. В результате O’Keefe Centre оказался заброшенным и невостребованным...
Дэн Брамбилла родился в Нью Джерси, где получил всестороннее образование в области философских и юридических наук. Уже имея большой опыт в области организации массовых зрелищ,он был приглашен на работу в известнейшую компанию Livent (The Live Entertainment Corporation of Canada, Inc.), доходы которой к этому времени стали стремительно падать. Дэн же был известен как человек, имеющий опыт по выводу театральных компаний из кризиса. В течение семи лет Брамилла принимал активное участие в организации таких успешных музыкальных шоу, как “Призрак Оперы”, “Иосиф и его удивительный, разноцветный плащ снов”, “Поцелуй женщины-паука”, “Кандид” и “Рэгтайм”, с большим успехом гастролировавших во многих странах. Встав у руля Sony Centre, Дэн Брамбилла приложил все свои таланты для возрождения в его стенах славных музыкально-театральных традиций. Несколько лет ушло у него на попытки убедить город в необходимости создания на этом месте грандиозного комплекса, охватывающего историческое, культурное и музыкальное наследие Канады. К сожалению, этому проекту не суждено было осуществиться, и Дан приступил к реконструкции Sony Centre. Данное им обещание: “С заботой и любовью восстановить все в первоначальном виде” – успешно воплотилось в жизнь на торжественном открытии 1 октября 2010 года!
В завершение рассказа об этом уникальном человеке, хочется поздравить его с радостным событием, которое состоялось за неделю до официального открытия центра. Дэн, наконец, “немного осводился” и нашел время, чтобы в кругу самых близких людей отпраздновать свою свадьбу с Нэнси Ли-Синг, которая вот уже на протяжении многих лет является его другом и вдохновителем . Желаем Дэну и Нэнси долгих лет счастливой жизни и творческого союза!
Открытие Sony Sentre ознаменовалось искрометным шоу-спектаклем всемирно известной труппы монреальского цирка Cirque Eloize, поразившей публику своим виртуозным мастерством и профессионализмом.
В этот торжественный вечер сюрпризов было немало. Как только отворились двери обновленного зрительного зала, изумленные гости обнаружили на каждом из 3200 сидений зала подарки - огромные черно-красные сумки с эмблемой Sony Centre, изящно наполненные шоколадом и сувенирами. “Сладкая” часть пиар-компании удалась на славу. Не менее впечатляющим был и ее завершающий аккорд - деликатесы канадской, китайской и русской кухни. Не без гордости я наблюдала, как в русском буфете с большим аппетитом поглощались блинчики с красной и черной икрой под непременную в таких случаях водочку. Должна заметить, что в наш буфет была самая длинная очередь. Bravo Russian cuisine!
Компания Sodexo, партнер театра, мировой лидер в сфере организации банкетов, и впредь будет радовать посетителей шедеврами кулинарного искусства, создаваемого под руководством известного шеф-повара Стефана Ли.
К вашему сведению, дорогие друзья, сообщаем, что бар Sony Centre открывается с 4-х часов дня, что дает возможность не спеша ознакомиться с интерьером нового центра, осмотреть выставку картин и оценить уникальность фрески над входом.
Итак, Центр открыт! Дэна Брамбилла окружает группа таких же преданных делу единомышленников, в чем я смогла убедиться при написании этой статьи. График предстоящих шоу заполнен на несколько лет вперед, среди которых наша прославленная балетная труппа Мариинского театра!
Сейчас, пожалуй, невозможно представить себе, что первая постановка “Лебединого озера” в 1877 году в Большом театре в Москве провалилась и понадобились долгие годы, уже после смерти Петра Ильича Чайковского, чтобы балет дождался своего триумфа.
Первое представление балета, с которого началась его театральная слава, состоялась 15 января 1895 года на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. А история его началась за 20 лет до этого, в 1875 году, когда по заказу Большого театра Москвы молодой, но уже знаменитый композитор Пётр Ильич Чайковский написал музыку к балету. Обращение к композитору такого уровня (а к тому времени Чайковским уже были созданы четыре симфонии, знаменитый ныне концерт для фортепиано с оркестром и опера «Евгений Онегин») было необычным для того времени. В императорских театрах для подобного рода творчества существовали штатные композиторы — Цезарь Пуни, Людвиг Минкус, Рикардо Дриго. Чайковский не ставил перед собой задачу «революции» в балете. Его задачей было наполнить музыкальную основу балета высокой содержательностью. Со свойственной ему добросовестностью он изучил балетные партитуры, знакомясь с установившимися формами и традициями балетных спектаклей. Музыка сочинялась с мая 1875 по апрель 1876 года. В основе балета лежал сказочный сюжет из рыцарских времён. Существует немало мнений о его литературных источниках: упоминают Гейне, немецкого сказочника Музеуса, русские сказки о девушке-лебеди и даже Пушкина.
Премьера спектакля состоялась 20 февраля 1877 года, но, увы, оказалась крайне неудачной. Публика обвиняла в провале хореографа Венцеля Рейзингера. Не хвалили современники и первую исполнительницу главной партии Полину Карпакову. К сожалению, неудача этой постановки бросила тень и на сам балет, и долгое время никто из хореографов к нему не обращался.
Всё изменилось после смерти Петра Ильича Чайковского. В 1893 году в Мариинском театре было принято решение о возрождении «Лебединого озера». За переработку либретто взялись брат композитора Модест Чайковский и директор Императорских театров Иван Всеволожский. Из музыки Чайковского опытный капельмейстер Рикардо Дриго скомпоновал совершенно новое произведение. А хореографию создали прославленный балетмейстер Мариус Петипа и его ученик Лев Иванов.
Принято считать, что основной создатель неповторимого, знаменитого ныне на весь мир балета - Мариус Петипа, но это не совсем так. Истинно русским и напевным сделал его скромный помощник мэтра, Лев Иванов. Именно ему принадлежит постановка совершенных в хореографическом плане знаменитых лебединых сцен. Именно он придумал заколдованных девушек со скрещенными на тюниках руками и склонёнными головами, в которых зритель мгновенно угадывал силуэт сложившей крылья птицы. Именно Лев Иванов создал неуловимо притягательный и трогательный мир озера лебедей. Мариусу Петипа же принадлежит постановка сцен дворцовых балов и придворных празднеств, затейливого переплетения вальсов, испанских, венгерских, польских плясок. Белой королеве лебедей, созданной Ивановым, Петипа противопоставил чёрного двойника Одиллию, создав изумительное по красоте «чёрное» па-де-де второго акта.
Именно эта постановка была признана лирической вершиной русского балетного театра. В нём, как ни в одном другом балете, своё танцевальное и артистическое мастерство демонстрировали десятки превосходных исполнителей главных партий. Балет «Лебединое озеро» - одно из самых фантастических и совершенных творений мирового искусства. Его музыка и хореография считаются общепризнанными мировыми шедеврами. Сменилось несколько поколений артистов и зрителей, отошли в прошлое многие эстетические каноны, но музыка Петра Ильича Чайковского впечатляет все так же, а исполнение партии Одетты-Одилии остается мерилом исполнительского мастерства, вдохновения и женственности. Белый Лебедь навсегда останется символом Русского балета, символом его красоты и величия.
А сейчас приглашаю окунуться на несколько мгновений в саму сказку…
София Дмитриева-Товмасян
"Санкт-Петербург", Канада
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БАЛЕТА
Петр Чайковский
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО
Фантастический балет в 3-х действиях, 4-х картинах
Либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцера
Хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова в редакции Константина Сергеева
Акт первый
Картина первая
Принц Зигфрид в кругу друзей празднует свое совершеннолетие. Гости поднимают кубки в честь Зигфрида, танцуют, веселятся. Шут развлекает присутствующих.
Слуги сообщают о появлении владетельной принцессы — матери Зигфрида. Она дарит сыну арбалет. Поздравив Зигфрида, принцесса напоминает, что детство прошло, и он обязан подумать о женитьбе. Завтра на балу принц должен выбрать себе невесту.
Темнеет. Гости расходятся. Зигфрид остается один. Его томят неясные предчувствия…
Увидев летящих к озеру белых лебедей, принц устремляется вслед за ними.
Картина вторая
Озеро в лесной чаще. Лебеди, выходя на берег, превращаются в девушек, и Зигфрид опускает арбалет, пораженный удивительной красотой королевы лебедей. Одетта рассказывает ему, что девушки-лебеди находятся во власти злого волшебника Ротбарта, и только сила беззаветной любви способна разрушить колдовские чары. Зигфрид клянется ей в вечной любви. Одетта предостерегает юношу: если он не сдержит клятву, то никто уже не сможет им помочь.
Близится рассвет. По озеру вновь плывут лебеди. Одетта прощается с Зигфридом.
Акт второй
Картина третья
Бал в замке. Одна за другой предстают перед принцем красавицы, но ни одна не привлекает его внимание. Сердце Зигфрида отдано Одетте.
Звуки фанфар возвещают о прибытии новых гостей. В обличье знатного рыцаря появляется волшебник Ротбарт, с ним — его дочь Одиллия. Зигфрид растерян: эта красавица необычайно похожа на Одетту! Одиллия не дает принцу опомниться, она манит, чарует, обольщает… и принц настолько увлечен, что клянется ей в любви. Отныне она его невеста!
Ротбарт торжествует: Зигфрид нарушил клятву, данную Одетте, и значит — нет любви, нет преданности, ничто не в силах противостоять его власти.
Перед Зигфридом возникает видение Одетты и, поняв весь ужас обмана, жертвой которого он стал, юноша устремляется к озеру, к Одетте.
Акт третий
Картина четвертая
Ночь. Берег озера. Одетта рассказывает подругам о коварстве Ротбарта и об измене Зигфрида. Появляется принц, он молит простить его. Влюбленных пытаются разлучить черные лебеди, посланные Ротбартом, но Зигфрид побеждает волшебника.
Власти зла приходит конец, и лучи восходящего солнца несут жизнь, любовь, счастье…
Copying and reproduction of news materials - exclusively with the permission of the site administration torontovka.com

Login to post a comment
There are no comments yet
Last articles