ClickCease

БАЛЕТ. Маша Герштейн. ВОТ БИЛЕТ НА БАЛЕТ

Tue, May 18, 2010
0
Мой первый «Щелкунчик» в Канаде случился много-много лет назад. Не зная еще, что здесь это традиционно-ежегодное мероприятие, я поторопилась купить билет, несмотря на скромность ново-иммигрантского бюджета. В те годы, когда Торонто был городом без особых претензий, особого интереса к балету, считавшемуся видом искусства для избранных, не существовало, как не существовало и огромных и хорошо продуманных залов для балетных представлений. Желающим достаточно было тогда еще практически нового концертного зала O'Keefe (ныне Sony Centre). Балетоманкой я не была никогда, но будучи «культурной девочкой из хорошей семьи», конечно же, не пропускала ни одной балетной постановки. Придя на свой первый канадский балет, я сосредоточила свое внимание на приме: ведь, недавно приехав из страны, которая, как известно из популярной песни, «в области балета впереди планеты всей», я должна была лично убедиться в полной безнадежности в этой самой области всех других стран. Я ревниво подсчитывала число проделанных фуэте и зрительно измеряла высоту прыжков. И со смешанным чувством откровения, удивления и гордости за свою новую страну отмечала: да, девочка – на уровне, несмотря на вроде бы высокий для балерины рост.
А девочкой была молодая прима-балерина Karen Kein. Девочка, с детства мечтавшая стать балериной, училась у основательницы балетной школы при Национальном балете Канады Betty Oliphant. И в 1969 году, по рекомендации своей наставницы, была принята в тогда еще молодую, по сравнению с другими, компанию Национального балета, где сначала участвовала в кордебалете, а затем перешла на главные партии в самых значительных балетных спектаклях, включая, конечно же, «Щелкунчик». Ее постоянным партнером был главный танцор труппы Frank Augustyn, и в этом дуэте они завоевали первый приз в категории па-де-де на Московском международном конкурсе балета. Она также танцевала с Рудольфом Нуреевым, который во многом способствовал продвижению ее карьеры.
Но речь здесь пойдет не только – или, скорее, не столько – о Кэрен, сколько о труппе, художественным руководителем которой она является сегодня, а именно о Национальном балете Канады, который рос вместе с ней и, так же, как и она, прошел огромный путь от скромного начала до мирового признания.
Национальный балет Канады был основан в 1951 году группой энтузиастов балета, пожелавших создать в Торонто труппу, аналогичную Британскому королевскому балету и способную соперничать со старейшим балетным коллективом Канады – Королевским балетом Виннипега. Новая компания была возглавлена английской балериной и хореографом Силией Франка. Интересно, что к тому времени в Торонто уже существовала балетная компания под руководством русского хореографа Бориса Волкова, но пост в новой компании был предложен не ему. Не имея средств для продолжения конкурентной борьбы, Волков бескорыстно пожертвовал свою студию и танцоров новой компании. Первое представление Национального балета Канады состоялось в небольшом зале Eaton Auditorium 12 ноября 1951 года. Программа включала в себя «Сильфид» и «Половецкие танцы» из «Князя Игоря». Поначалу труппа состояла всего лишь из тридцати танцоров. В первые годы ей пришлось соперничать не только с виннипегской компанией, но также и с созданной в 1957 году в Монреале компанией Людмилы Ширяевой «Большой канадский балет», - и борьба не всегда была легкой. Но время все расставляет по местам. «Французская революция» 1976 года в Квебеке способствовала тому, что Торонто из скромного, почти провинциального городка быстро превратился в мегаполис с соответствующей интеллектуальной прослойкой. Спрос на оперу, балет и прочие высококультурные мероприятия возрос, и к концу 80-х годов прошлого века труппа Национального балета Канады «распухла» до более чем 70-ти танцоров.
Среди танцоров в истории компании был Рудольф Нуреев, который танцевал с НБК в 1965 году – через четыре года после своего бегства на Запад. А в 1974 году, находясь на гастролях в Канаде, попросил политического убежища еще один знаменитый советский танцовщик – Михаил Барышников. Произошло это именно здесь, в Торонто, после концерта в летнем театре. И первым его выходом на сцену в качестве жителя западной страны было участие в телевизионной версии «Сильфид» с Национальным балетом Канады.
Сегодня в компании около шестидесяти артистов. Национальный балет Канады представляет своим зрителям и поклонникам широкий репертуар хореографии – от классики 19-го столетия, до шедевров более поздних мастеров, до ультрасовременных балетов, специально написанных для труппы. Но в глазах большинства торонтских зрителей он все-таки ассоциируется с пышными постановками таких традиционных многоактных балетов, как «Жизель», «Тщетная предосторожность», «Коппелия», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот» и, опять-таки, «Щелкунчик». Периодически к репертуару добавляются полные балеты хореографов 20-го века – особенно Джона Кранко (John Cranco), чья постановка «Ромео и Джульетты» и «Онегина» стала визитной карточкой Национального балета, причем «Онегиным», который будет представлен зрителям снова с 19 по 25 июня, закрывается нынешний сезон.
Но прежде него, с 4 по 13 июня, на суд зрителей будет представлена премьера новой работы чрезвычайно популярного в наши дни финского хореографа Джормы Эло, которой свойственно бесстрашное соединение классического и современного танца, - сюита “Вестсайдская история» Джерома Роббинса плюс его же элегантный «Опус 19/Мечтатель». А открылся сезон «Спящей красавицей» в постановке Рудольфа Нуреева, претерпевшей значительные изменения к лучшему, внесенные к сезону 2006 года, когда труппа перенесла свои выступления в главную обитель меломанов Торонто – Центр сценических искусств Four Seasons. Нуреев создал свою версию знаменитого балета в 1972 году, и эта версия шла много лет на сцене Центра O'Keefe, который был домом Канадского национального балета более 50-ти лет. Большая современная сцена нового Дворца искусств позволила возродить хореографию и сценографию балета во всей его красе и пышности.
Тем не менее, большими балетами репертуар не ограничивается: в активе труппы множество коротких номеров, соединенных в большую программу. За годы своей деятельности компания представила много таких работ – большей частью в собственной интерпретации, но часто и оригинальных версий таких звезд, как Фокин, Баланчин, Аштон и многие другие, а также постановок канадских хореографов, самым известным из которых является James Kudelka (занимавший в течение определенного времени пост художественного руководителя компании). Так, в период мартовских каникул этого года на сцене Four Seasons прошла современная версия «Лебединого озера» в виденье Кудельки, который умудряется, не жертвуя основными атрибутами классических версий, приспосабливать классические работы к восприятию современной аудитории. В 1995 году он также поставил свою версию «Щелкунчика», в которой спектакль и повторяется из года в год, а в 2000 году – свою версию «Жар-птицы», с триумфом прошедшую на сцене.
А сезон 2010-11 года начнется еще одной интерпретацией этого плодовитого и талантливого хореографа – на этот раз «Золушки» Прокофьева. В сезон включено несколько сборных и парочка «полнометражных» спектаклей, в том числе и в постановке русского балетмейстера Алексея Ратманского на музыку Леонида Десятникова. Но подробнее о новом сезоне мы расскажем в следующих номерах нашего журнала. А сейчас позвольте сосредоточиться на заключительном спектакле сезона – «Онегине».
Мало кто из современных хореографов способен продемонстрировать свой талант в деле адаптации текста и выразить в танце все тонкости и сложности литературного произведения так, как это делает Джон Кранко. Созданная им в 1965 году адаптация «Евгения Онегина» смогла передать эмоциональную глубину, сильный драматизм и трагические совпадения со скрупулезной точностью и проницательностью. Его постановка рассматривает глубокие темы страсти, чести и сожаления. Музыка Чайковского только помогает углубить эти темы, иногда в мелодраматическом, а чаще – в лирическом ключе. Трехактный балет танцуется вовсе не под оперного «Онегина», но под любимые и широко известные «Времена года» Чайковского, адаптированные для этой цели знаменитым современным немецким композитором Куртом-Гейнцем Штольце. Эта работа интегрирует в себе наилучшее из жанров симфонического балета и балетной драмы и прекрасно передает все оттенки действия и чувства. Даже люди, не особо знающие и понимающие искусство танца, поддаются его очарованию и живо интересуются судьбами героев. Сценография соответствует музыке и хореографии. Так, сцена письма Татьяны начинается в полной темноте, слегка освещенной светом свечи, при котором героиня пишет свое знаменитое «Я к вам пишу, чего же боле», выражая танцем свои сомнения, испуг, новизну чувств. Интересно, что эта сцена длится всего-навсего полторы минуты, за которые и про себя-то этот волшебный отрывок прочесть невозможно, но она достаточно выразительна, чтобы дать зрителю прочесть в танце то, с чем он, по всей вероятности, никогда не сталкивался в текстовом варианте.
В спектакле использованы новые декорации и костюмы одного из лучших современных театральных художников Санто Локасто. Многие критики считают «Онегина» лучшей работой Кранко и утверждают, что, будь это даже один-единственный поставленный им спектакль, он бы все равно стал знаменитым – настолько великолепна эта работа.
Интересно, что, в отличие от первоначальной однородности труппы в этническом смысле, изменение лица Канады и Торонто отразилось и на составе Национального балета Канады. Сегодня здесь танцуют представители разных национальностей. В большинстве своем они – выпускники Национальной балетной школы, существующей при Национальном балете Канады почти столько же лет, сколько и сама компания. В их числе главные танцоры - балерина Ксяо Нан Ю, родившаяся в Китае, и наш «бессменный принц» югослав Александр Антоньевич, а также Иржи Елинек (чех), Петр Станчик (поляк) и другие. Ну, и, как всегда, не обошлось без нашей соотечественницы - второй балерины Национального балета, уроженки Москвы Елены Лобсановой. Елена любезно согласилась дать нам короткое интервью.
Дорогая Елена, как вы начали танцевать и почему вы стали балериной?
В детстве я увидела черно-белую фотографию балерины в арабеске. Как известно, это балетная поза, когда корпус опирается на одну ногу... балерина как бы балансирует на одном пуанте, не думая, что она может упасть. Для меня это было олицетворением способности творить добро, нести красоту. Я поняла, что я, так же, как эта балерина, хочу быть причастной к удивительной неограниченной самоотверженной способности делать добро другим, опираясь на такое крохотное пространство...
Это стало моей философской идеей, микрокосмом моих устремлений, которые отражали мою цель в жизни. Приехав в Канаду маленькой девочкой, я поступила в Балетную школу при Национальном балете Канады, где проучилась 8 лет. На выпускном концерте я танцевала в «Лебедином озере». Это было мое самое прочувствованное, самое незабываемое выступление, потому что я смогла понять свою роль, которая захватила меня.
Как началась ваша карьера в Национальном балете Канады? Какие партии вы танцевали?
В течение девяти месяцев работы над «Лебединым озером» в школе приглашенным репетитором была знаменитая Кэрен Кейн, которая уделяла мне очень много внимания. Ее незабываемые уроки послужили огромным толчком к моему профессиональному росту, и когда я пошла на просмотр в Компании, которой тогда руководил Джеймс Куделька, меня сразу приняли. Пока что я танцевала Нину в «Чайке» Джона Нюмейера (Нюмейер настаивал на использовании системы Станиславского), Снежную Королеву в «Щелкунчике», которую я танцую и по сей день, Марию в сюите «Вестсайдская история» и Синюю Птицу в па-де-де из «Спящей красавицы».

Вы выиграли первую Международную балетную премию на престижном конкурсе имени Эрика Брана. Как вам удалось этого достичь?
Конечно, было очень приятно победить. Но этому предшествовали напряженные многомесячные дни подготовки с оттачиванием движений, продумыванием каждой детали... Самые памятные моменты касаются создания номера “Denouement” с Матияшем Мрожевским, который в тот вечер стал победителем в категории хореографии. Этот конкурс явился важным моментом и для моего собственного творческого и танцевального потенциала.
Бывали ли вы в других странах? Как вы можете сравнить русский и канадский балет?
Пока я училась в школе, мы побывали со спектаклями в Японии и Гамбурге. Я ездила по обмену студентами во Францию. А во время частной поездки в Москву я посещала классы при Большом театре. Русский балет – это одна из школ, на которых основан канадский балет. Я считаю, что канадский балет возник, благодаря соединению разных стилей и пониманию разных балетных школ.
Вы попали в список 30-и наиболее влиятельных женщин в возрасте до 30-и лет, составленный журналом ”Flare”. Поздравляем вас. Что вы чувствуете, когда танцуете?
Когда я танцую, я ощущаю ликование. Когда соединяются правильные потоки энергии, я испытываю огромное благословение. Я счастлива, что моя детская мечта сбылась... Я не мыслю своей жизни без балета, без сцены!
Дорогая Елена, благодарим вас за интервью и будем рады увидеть вас в новых ролях!
Нет ничего удивительного в том, что многими гранями своей деятельности Национальный балет Канады соприкасается с русской культурой и искусством – ведь ни одна страна не дала миру столько прекрасных балетных спектаклей, столько гениальных хореографов, столько талантливых сценографов, и, конечно, немыслимую плеяду танцоров, ставших лучшими в мире. Любой уважающий себя балет осознает необходимость черпать вдохновение и опыт в этом бурлящем неиссякающем источнике. Значит, неудивительно и то, что в этом году традиционный благотворительный вечер по сбору $1,000.000 для поддержки и развития компании будет называться «Раскаленный: Русское соблазнение» (MAD HOT: A RUSSIAN SEDUCTION) – тема, отражающая роскошь и пышность императорского двора. Этой темой компания признает тот неудивительный факт, что ее художественные корни уходят в русскую традицию классического балета. Вечер начнется балетными номерами, специально для него отобранными художественным руководителем Кэрен Кейн.
В программе: «Раздумья» Моцарта в хореографии Кудельки, па-де-де «Бриллианты» из «Драгоценностей» на музыку Чайковского в хореографии Баланчина, па-де-де на «Лунную сонату» Бетховена, па-де-де из первого акта «Онегина» и «Полифония» на музыку Лигетти в постановке Вилдона. После этого блестящего спектакля – коктейли и закуски. Билеты на концерт и коктейли – от $50 до $150. Те, кто приобретет билеты на банкет ($1,500), смогут также отведать изысканные блюда, созданные известным шеф-поваром Марком Макюэном, а затем – танцы с членами труппы. Гала состоится 8 июня 2010 года.
А вот «Щелкунчика» после того далекого вечера мне посмотреть больше не удалось, все как-то отодвигаю в долгий ящик – ведь в репертуаре Национального балета Канады так много новых и интересных спектаклей и мероприятий, радующих слух, глаз и душу, что до повторного посещения классической рождественской сказки просто руки не доходят. Но ведь еще не вечер – глядишь, и удастся возродить в памяти тот, такой необычный в экономной жизни недавнего иммигранта, счастливый вечер.
От имени читателей журнала Санкт-Петербург благодарим администрацию Национального Балета Канады за предоставленные материалы и за возможность предложить поклонникам балетных спектаклей наш журнал в фойе прекрасного концертного зала Four Seasons.

Copying and reproduction of news materials - exclusively with the permission of the site administration torontovka.com

Login to post a comment
There are no comments yet
Last articles