ClickCease

ИЗ ЛИЧНЫХ СОБРАНИЙ. Ольга Бронникова. Наш разговор

Sun, Mar 28, 2010
0

СЕРЕБРЯНЫЙ ЗАВИТОК: РУССКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЕРЕБРО 18 ВЕКА
Что есть музейный работник? Это не место работы и определенная должность - это образ жизни навсегда! Это значит, что никогда вы не сможете пройти мимо предмета, который вас заинтересовал...
Переехав в Канаду, одним из любимых занятий у нас с мужем стали поездки по маленьким окрестным городкам с непременным посещением антикварных магазинов и лавок. Надо сказать, что в Онтарио мест таких великое множество и эти поездки сродни приключению – никогда не знаешь, что встретится в очередной раз. Публика здесь бывает самая разнообразная: американские пенсионеры, приезжающие целыми автобусами и скупающие полками недорогие безделушки прошлых эпох, рядовые покупатели в поисках уютной винтажной настольной лампы, а уж настоящих антик-хантеров, надеющихся раздобыть что-то действительно ценное, вы узнаете сразу по горящим глазам и наличию профессиональной лупы с подсветкой.
В одной из таких поездок я разговорилась с владельцем антикварного магазинчика. Бизнес этот, чаще всего семейный, передается из поколения в поколение, и владельцы его за долгие лета так поднаторели в любимом деле, что часто дадут фору и музейщику, оценивая тот или иной предмет. Однако, встречая коллегу по интересам, в данном случае вашу покорную слугу, и узнав о моем музейном прошлом, с удовольствием вступают в беседу, ибо им всегда есть чем поделиться. Вот и в этот раз, старый антиквар, узнав, что я из России и в прошлом работала в музее, попросил меня посмотреть одну вещицу. Мы прошли в заднюю комнату, а это, надо заметить, особая честь, ибо именно там хранятся сюрпризы для знатоков и «настоящих покупателей», и в старинном стеклянном шкафу на слегка запыленной полке я увидела свое будущее сокровище. Среди своих иностранных соседок эта маленькая чайница родом из Великого Устюга, неизвестно как здесь оказавшаяся, занимала достойное место. Белым цветом и удивительной формой - изящной, с плавными изогнутыми завершениями, она чем-то напоминала русские православные храмы.
- Эта вещь у меня уже лет пятнадцать и никто пока ею не интересовался. Уверен – она
русского происхождения, и очень старая, скорее всего восемнадцатый век. Просто я ничего похожего нигде не встречал.
Ну что же, вот вещь и нашла своего хозяина: устюжскую эмаль ни с чем не спутаешь.
В северных городах Руси было издавна развито искусство эмали. К середине 18 века в Великом Устюге - признанном на всю Россию центре художественного ремесла - возникла особая разновидность этого искусства – устюжская финифть. А знамениты были эмальеры из Великого Устюга особым художественным приемом: эмаль, преимущественно белого цвета, покрывала изделия из меди и украшалась изящными серебряными или золотыми накладками. Эти ажурные, слегка выпуклые накладки, образующие прихотливый узор, мастера выбивали с помощью специально созданных матриц с большим художественным совершенством. Изделия из финифти заменяли чрезвычайно дорогой в то время фарфор, но будучи сами по себе также достаточно дорогими, они были доступны только избранным слоям общества. Чайницы были модным товаром и богато декорировались, так как чай являлся напитком привозным и стоил недешево. Изделия устюжской эмали производились всего несколько десятилетий, поэтому сохранилось их немного. Сегодня коллекции устюжской эмали имеются в Государственном Историческом музее, Оружейной палате, Эрмитаже, в музеях Великого Устюга. Встретить же изделия устюжских мастеров на антикварном рынке – большая удача!
Эта изящная чайница положила начало небольшой коллекции столового серебра, которая собралась у меня за несколько лет. Серебряных изделий 18 века русских мастеров чрезвычайно мало на рынке в силу ряда причин. До середины 19 века серебро было дорогим и достаточно редким материалом в России и мастера для создания новых произведений часто просто напросто пускали в переплавку старые изделия. Значительная часть старого серебра пошла на переплавку в результате частных пожертвований в государеву казну на ведение Отечественной войны 1812 года. Поэтому собрать даже небольшую коллекцию было чрезвычайно сложно, но и безумно интересно: ведь 18 век – это время больших преобразований в Российском государстве, век Просвещения и реформ, что наложило отпечаток на все стороны жизни.
Оставаясь глубоко национальной, русская культура влилась в общий поток европейской культуры. В эпоху царствования Елизаветы Петровны (1741-1761) наряду с преобразованиями в государственном устройстве, в хозяйстве, военной реформой большие изменения произошли и в общественной жизни. Воспитанная на французский манер Елизавета сама государственными делами почти не занималась, передоверив их своим многочисленным фаворитам, любила жизнь роскошную и праздную. Слыла женщиной добродушной: придя к власти путем переворота всех своих врагов миловала, при ней отменили смертную казнь. Любила балы и маскарады, наряды и украшения, не надевала одно платье дважды, коих осталось после ее кончины почти 15 тысяч. Никогда ранее Россия, вернее верхушка ее, не жила так весело, пышно, «гламурно». При всем при этом именно при Елизавете были открыты первые гимназии, основан Московский университет, Академия Художеств, создана структура Императорских театров, архитектор Растрелли достроил Царскосельский Екатерининский дворец и заложил Зимний.
Этому духу времени как нельзя более соответствовал стиль, утвердившийся к середине 18 века в декоре – рококо (последняя стадия развития барокко, от французского rococo, rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), одновременно пышный и изысканный, игривый и эротичный. Меняется техника изготовления серебряных изделий – вместо гравировки приходят декоративно насыщенные чеканные орнаменты.
Благодаря тому, что с 18 века в России серебряные изделия проходили «государственную сертификацию» и хорошо клеймились, теперь имеется возможность определить не только время и место, но и имя мастера. Взгляните на серебряный стакан, выполненный в 1744 году мастером Петром Семеновым. Этот стакан украшен нарядными чеканными картушами с изображениями библейского сюжета, птицы и животного, картуши обрамлены изящными легкими завитками.
Стакан 1758 года мастера Тимофея Силуянова являет собой уже образец расцвета рокайльного орнамента: завитки и раковины плавно переплетаются в грациозном ассиметричном узоре...

Со сменой столетий меняются и формы изделий – традиционная русская чарка для крепких напитков тоже меняется. С конца 17 века возрастает крепость алкогольных напитков и распространение получают серебряные чарки небольшого размера (емкостью 50-60 мл) вместо плоских и довольно больших. Наиболее долго сохранявшаяся форма чарки 18 века напоминает цветок чертополоха или перевернутый колокол.
Серебряный стакан с крышкой мастера Федора Петрова – украшение моей небольшой коллекции. Ведь подобный стакан этого мастера находится в собрании художественного серебра Государственного Эрмитажа. Трудно передать словами мои ощущения, когда я держу в руках старинную серебряную чарку. Впрочем, здесь лучше сослаться на примеры русской литературы – очевидно, наши классики уже тогда знали толк в этом деле!
Верно одно - гордость от обладания коллекцией не может затмить радость познания и счастье от приобщения к истории, красоте, мастерству прошлого.
Звоните и пишите о своих коллекциях в редакцию: [email protected]
или мне Ольге Бронниковой: 647-287-3048 [email protected]
Copying and reproduction of news materials - exclusively with the permission of the site administration torontovka.com

Login to post a comment
There are no comments yet