ClickCease

Русские шедевры - сокровища мира!

Sat, Dec 12, 2009
0
Гуляя по Downtown Торонто, невозможно не обратить внимания на огромный кристалл, как бы пронизывающий насквозь основное здание Королевского музея Онтарио (ROM), что на углу Bloor и University Avenue. Этот архитектурный шедевр носит название "Кристалл Michael Lee Chin " (по имени главного спонсора) и является новым крылом музея.
Гений, из воображения которого родилось это поразительное произведение искусства, - архитектор Daniel Libeskind, одна из самых ярких фигур в современной мировой архитектуре, новатор-деконструктивист.
Полное внутренней динамики новое крыло вдохнуло жизнь в старинный музей, основанный в 1857 году как Музей естественной истории и изящных искусств. Сегодня собрание музея включает более 6 млн. предметов и свыше 40 галерей. С гордостью хотим заметить, что среди богатых музейных коллекций представлены и уникальные предметы русского искусства.

Видимо, не случайно именно здесь 10 ноября 2009 г состоялась научная лекция «Блистательная эпоха: Фаберже и традиции Санкт-Петербургских ювелиров» (“The Epoch of Brilliance: Fabergé and the tradition of St. Petersburg Jewelers”). От имени наших соотечественников хочу поблагодарить руководство музея и Отдел мировой культуры (Европейский отдел) за возможность присутствовать на этом событии. Основным докладчиком была госпожа Karen Kettering, профессор, вице-президент Русского отдела аукциона Sotheby’s из Нью-Йорка. Лекция состоялась в замечательном The Signy & Cléopatre Eaton Theatre при переполненном зале.
Перед началом презентации у всех желающих была редкая возможность оценить у профессионалов «фамильные ценности из бабушкиных сундуков”. Глядя на возбужденные лица окружающих, можно было сделать вывод, что некоторые из них уже чувствуют себя миллионерами, наслышанные историями, о которых мы вам тоже поведаем...
Я же с волнением в уютном фойе театра ожидала предстоящее интервью с госпожой Карен Кеттеринг, которая любезно согласилась уделить не более 15 минут. И каково же было мое удивление, когда ко мне подошла миловидная женщина с улыбкой на лице, чашкой кофе в руке и на свободном русском языке с легким акцентом спросила: - Вы меня ждете? - тем самым растопив мое волнение. Наша увлекательная беседа совсем не была похожа на интервью в общепринятом смысле этого слова и затянулась далеко за отведенное время. Из общения с Карен я поняла, насколько глубока ее любовь к России, понимание русской культуры и восхищение ею.
Полагаясь на мой опыт знакомства с теми людьми, для кого русский язык не является родным, но кто увлечен “всем русским” – литературой, искусством, культурой, порой я замечаю, как “таинственная русская душа” проникает в них, они более мягкие и простые в общении...
Именно такой предстала передо мной г-жа Кеттеринг, красочно рассказавшая в своей лекции со слайдами о потрясающей художественной эпохе русских мастеров конца XIX - начала XX века и величии творческого блеска России.
Великие мастера
История русского ювелирного искусства насчитывает более 1000 лет; оно пережило периоды расцвета и забвения, ученичества и высокого профессионализма. Золотых и серебряных дел мастера владели всеми техническими приемами обработки драгоценных металлов.
Произведения мастеров-ювелиров отличались большим разнообразием. Это были церковные изделия - литургические наборы, оклады икон, складни, кресты, панагии, и светские - украшения, посуда, предметы туалета и быта.
До середины ХIХ в. русская аристократия и знать предпочитали заказывать и покупать драгоценные украшения в Европе - Франции, Германии, Англии. Отдельные мастера-ювелиры не могли обеспечить пышный русский Двор, о котором великий ювелир XVIII в. И. Позье писал: "Бриллиантов придворные дамы надевают изумительное множество. Они даже в частной жизни никогда не выезжают, не увешанные драгоценными уборами".
Первые ювелирные мастерские и фирмы появились в Петербурге и Москве в конце XVIII - начале ХIХ вв., к середине ХIХ в. их количество значительно возросло, возникла ювелирная промышленность, которая стала бурно развиваться.
На 1-й Всемирной выставке промышленно-художественных товаров в Лондоне в 1851 г. Россия поразила Европу. Эксперты с удивлением и восхищением отметили самобытность, высокое качество и "благородное изящество вкуса" русских изделий. Внимание публики, "которая толпами сбегалась смотреть на малахиты, яшмы, мозаики, серебро и бриллианты", дало основание написать: "Мы не рабские подражатели французского стиля; наступила, наконец, для наших искусств новая эпоха русского стиля".
Выставки 1851-1900 гг., проходившие в Париже, Лондоне, Филадельфии, Чикаго, Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, реально показали, что в России есть мастера-ювелиры высокого класса. В представленных изделиях поражал выбор прекрасных моделей, их изящная простота, чистота вкуса, блестящее исполнение. Особо отмечали тонкость русской закрепки драгоценных камней, которая, по мнению главного ювелира фирмы Карла Фаберже А. Хольстрема, ценилась выше парижской. Украшения 2-й половины ХIХ - начала ХХ вв. показали стилистическую сложность данного периода, быструю смену вкусов и мод. Они выразили стремление искусства к новым, необычным формам и орнаментации, поразили способностью в традиционные виды подвесок, колье, браслетов включить изобразительные мотивы, растения, птиц, насекомых и т.д. Их эстетике придавали большое значение, они олицетворяли положение в обществе, богатство, художественный вкус, поэтому на портретах художники так тщательно выписывали украшения, поэтому они так часто упоминаются в мемуарах. Ювелиры редко ограничивались созданием одного украшения, чаще это были целые гарнитуры ювелирных изделий. Многие украшения имели особую конструкцию, которая позволяла легко трансформировать брошь в кулон или подвеску, сделать ее частью браслета, кольца и т.д. Цвет камней должен был соответствовать цвету платья: жемчуг и бриллианты или рубины и бриллианты при розовых, жемчуг и бриллианты или сапфиры и бриллианты при голубых материях.
Великие русские мастера, такие как Карл Эдвард Болин, Иван Петрович Хлебников, Петер Карл Фаберже и другие определяли стиль русского декоративного искусства на протяжении столетий.
Бесспорно, самым уникальным и узнаваемым сокровищем бриллиантовой эпохи является яйцо Фаберже, созданное великим мастером. Детальные декорации и непревзойденная изобретательность пасхального Яйца сделало его самым роскошным подарком Царской Семьи. С тех пор как царь Александр III подарил первый золотой шедевр своей жене императрице Марии Федоровне, дар яйца Фаберже, содержащего сюрприз, вошел в традицию императорской семьи. Это было создание, которое позволило легендарному мастеру говорить о самых элитных ювелирных компаниях мира: "Они просто торговцы - я художник-ювелир!" Именно это великое произведение искусства знаменует собой венец славной бриллиантовой эпохи, а так же конец богатейшей империи мира.
Сейчас произведения Фаберже и других великих мастеров украшают коллекции известнейших музеев мира. К примеру, в нашем Королевском музее также находится несколько работ Карла Фаберже.
А что у Вас в бабушкином сундуке?
Но, как рассказала мне г-жа Кеттеринг, уникальные произведения можно обнаружить не только в собраниях музеев. Совсем недавно невероятная история произошла с одним из экспонатов последних торгов акциона Sotheby’s в Нью-Йорке. Семья из Аризоны нашла старый артефакт случайным образом при инвентаризации вещей их бабушки. Драгоценный алмазный орден Петра Великого, едва избежав продажи на интернет-аукционе eBay, стал настоящей сенсацией и... был продан за 1 314 500 долларов! Указанная “брошечка” оказалась, по определению экспертов, парсуной, принадлежала Ивану Мазепе и представляет собой инкрустированное многочисленными бриллиантами эмалевое изображение русского царя в его юношеские годы. На его обратной стороне имеется золотой двуглавый орел, увенчанный тремя коронами. Специалисты считают, что русский император раздал своему ближайшему окружению - "птенцам гнезда Петрова" - около десяти собственных миниатюрных портретов в качестве главного знака отличия, а уже затем высшей наградой Российской империи стал орден Святого апостола Андрея Первозванного. Только 5 таких орденов осталось в мире.
Так что проверьте сундук вашей бабушки, не лежат ли там сокровища, которые могут быть оценены фирмой Sotheby’s?
Sotheby’s и Русские Аукционы
Sotheby’s является самым престижным аукционным домом в мире, ежегодно проводя рекордные аукционы шедевров мирового искусства, ювелирных изделий и антиквариата стоимостью в миллиарды долларов. Самуэль Бейкер основал Sotheby’s более 250 лет назад в Лондоне, сначала торгуя книгами, потом став первостепенной аукционной фирмой, специализирующей в области искусства и ценных раритетов.
Чтобы определить подлинность исторических ценностей, Sotheby’s проводит тщательную экспертизу и оценку драгоценных предметов. Исключительный интерес мира к русскому искусству и коммерческий триумф Sotheby’s в русских аукционах привел к созданию Русского отдела.
В настоящее время Sotheby’s проводит двойные ежегодные аукционы русского искусства, которые уже превзошли ожидания своей популярностью и успехом.
Наследие Романовых
Не менее интересная почти детективная история связана с последними торгами Sotheby’s в Лондоне под названием "Фамильные ценности Романовых: потерянное наследие великой княгини Марии Павловны". Речь идет о шедеврах дома Карла Фаберже и других знаменитых ювелиров, созданных для российской императорской семьи в конце XIX - начале XX века. Драгоценности принадлежали великой княгине Марии Павловне и ее мужу Владимиру, брату Александра III. Во время революции Романова тайно передала около 60 золотых портсигаров, запонки из золота и серебра и драгоценные камни шведским дипломатам, которые вывезли их в Скандинавию.
Более 90 лет коллекция находилась в хранилищах министерства иностранных дел Швеции в Стокгольме. Возможность возвращения сокровищ владельцам обсуждалась несколько раз, но только в 1952 году было решено сломать восковые печати на мешках и провести опись. После этого о коллекции забыли еще на несколько десятилетий, пока в 2008 году после реорганизации архивов не были найдены потомки великой княгини. Вещи были предъявлены доверенному лицу, а также экспертам, после чего коллекцию привезли в Лондон для продажи.
"Широкий резонанс этих торгов стал очевиден после того, как ночью накануне торгов начали поступать заявки со всего мира: из СНГ, Азии, Европы, Северной Америки, с Ближнего Востока. На этих торгах успешные покупатели получили часть истории Российской империи", - сообщили из "Сотбис".
Как и ожидалось, одним из топ-лотов стала шкатулка из двухцветного золота с вензелем императора Николая Второго, подаренная им младшему сыну князя Владимира Александровича. К ней же прилагалась записка императора на русском языке: «Аликсъ и я просим тебя принять этот маленький свуниръ въ память об этом дне! Ники». Покупателем оказался житель одной из стран СНГ.
Самым дорогим лотом торгов стал портсигар Фаберже, подаренный императрицей Александрой Федоровной великой княгине и ее супругу на юбилей свадьбы. Портсигар работы Августа Хольмштрома сделан в неоклассическом стиле с выгравированными арками, колоннами и розами в желтом, зеленом, розовом и голубом золоте. Обратную сторону украшает инкрустированная бриллиантами римская цифра XXV, в которой также угадываются латинские инициалы имен Марии Павловны и Владимира Александровича.
Sotheby's удалось продать все лоты, что является достаточно редким для торгов, причем за сумму в несколько раз большую заявленной оценки.
Отрадно отметить, что традиции русских мастеров продолжают жить и в Канаде, которая стала для многих из нас родным домом.
В Торонто творит талантливый художник, выпускник Абрамцевского художественного училища Сергей Абрамов, работа которого представлена рядом. Кто знает, может однажды, и его шедевры будут оценены в семизначную цифру!
София Дмитриева-Товмасян,
издатель журнала Санкт-Петербург

Copying and reproduction of news materials - exclusively with the permission of the site administration torontovka.com

Login to post a comment
There are no comments yet