ClickCease

Женщина на миллион

Tue, Feb 5, 2008
0
Женщина на миллион То, с какой скоростью театральный режиссер Ольга Шведова несется по жизни, можно назвать «творческим беспределом» - ни «стопов», ни «поворотов» для нее нет. Захотела – сделала. И даже не оглядываясь на то, что серьезные академические театры позволяют себе одну – в лучшем случае – премьеру в сезон, она «вдыхает» жизнь в спектакль за спектаклем. Год назад мы говорили с ней о двух проектах, которыми она «искрилась» и только-только собиралась начинать работу над ними. Сегодня они сделаны. Иные – на походе. -Оля, откуда берутся творческие силы? -Можно много рассуждать о созидательной энергии жизни и тому подобных аспектах бытия, но я этого делать не буду – нет времени. Мне даже и на отдых в теплых краях едва удалось выкроить недельку. Ну вот теперь вернулась из лета в зиму, и снова – в работу. Сколько всего надо успеть! -Да ведь сделано же! Вы же прямо с корабля на бал: из самолета – на премьеру. Кстати, поздравляю – спектакль «Любовь – кровь» замечательно получился. Он как нежный подснежник, пробил эмоциями суровый канадский наст. Вы то сами им довольны? Мне очень понравилась реакция зрителей – они отдохнули на нем сердцем. То, что я задумывала, до них «достучалось». -И это тем более занятно, что спектакль поставлен по пьесе Максима Горького «Варвары», такой, на первый взгляд, подзабытой и неактуальной. -Напротив, пьеса оказалась очень даже про современную Россию. И когда я впервые словила себя на этой мысли, я принялась читать ее даже не с карандашом, а скорее с «веником» - «выметала», вычищала, выбрасывала всю социалку, политику, революцию и оставляла только главную сюжетную линию – любовь. Ведь миром правит любовь! -И кровь... -Да, именно. И эта «причесанная пьеса» получилась про именно сейчас, про русский характер и про Россию всегда. Кстати, этот спектакль долго шел в театре у Товстоногова, и все замечательные всенароднолюбимые актеры сыграли там свои самые лучшие театральные роли. -Чем еще из «взрослого репертуара» вы угостили торонтовских театралов? -Мы отыграли спектакль «Все на продажу» , который стал в чем-то моим режиссерским откровением. Я получила огромный кайф! На сцене и в зале мы «взорвали бомбу»! Несмотря на то, что спектакль, и соответственно, пьеса, довольно тяжелые, я была просто на седьмом театральном небе! Чего не скажешь о зрителях, рыдавших и страдавших вместе с героинями пьесы. Но я честно их предупредила, написав на афише «спектакль-шок». И, как для благополучной Канады, эта тема действительно била по нервам и эмоциям. «Замарашкa» - это оригинальное название пьесы Януша Гловацкого, рассказывающей о малолетних преступницах, отбывающих срок в колонии для несовершеннолетних. Главные роли - этих несчастных и жестких девочек сыграли мои девчoнки-тинейджеры, занимающиеся в нашей с Валентином Овсюком театральной студии. С одной стороны, это был колоссальный риск – девченки из благополучных канадских семей вроде бы ни сном, ни духом не могли знать, что такое совершать преступления и отбывать наказания в еще более жестком мире – «за решеткой». Но, с другой, получился фантастический спектакль – они так «пробили» зрителя! С оглядкой на мой многочисленный театральный опыт, я могу сказать, что взрослые профессиональные актрисы никогда бы не сделали того, что оказалось под силу моим девченкам: в зале «рыд» стоял по полной... Им всем от 12-ти до 16-ти – героиням пьесы столько же. Забавно было после спектакля слышать удивленные реплики зрителей, выходивших из зала с опухшими от слез глазами, – мол, неужели все эти девочки-актрисы из благополучных канадских семей? Конечно, а какие же? Неблагополучные дети в театральную студию за деньги ходить не будут! И до прочтения пьесы они вряд ли что-то знали про изнанку жизни – в их правильно-глянцевом мире этого опыта не было и быть не могло. Для них это тоже был совершенно новый, уникальный опыт и, главное, они смогли его пропустить через свои сердца и достучаться до сердец зрителя. Они – потрясающие актрисы! И если говорить о том, кого я вижу в основном составе своего театра через несколько лет, то только их. Они замечательно эмоционально раскачались, их система настроилась на игру высокого класса, где надо бить, быть битой, узнавать про то, что папы могут насиловать, что девочки в этом возрасте пьют, курят, грабят... Эта работа заложила в них огромную актерскую перспективу. -Изменились ли сами девченки – я имею в виду их, а не героинь, эмоции, характер, мировоззрение? -Я точно могу сказать, что за то время, пока мы готовили и выпускали спектакль, они невероятно повзрослели. -А были ли те, кто отказался от участия в спектакле? -Я и с девчoнками, и с их родителями изначально очень много говорила на эту тему. Некоторым родители категорически запретили «примерять» на себя столь жесткий материал, кто-то сам «вычеркнул» себя из проекта, опасаясь эмоционального стресса. Но были и такие, кто «сломил» родительское сопротивление: они настояли на своем, проявив характер, и в этом я увидела начало работы над ролью. После премьеры, некоторые родители подходили и «сдавались» окончательно, признавая, что я была права: без опыта боли нет жизни, он необходим душе. Так почему же не сделать прививку боли через искусство? Так что они остались признательны мне, а я - им. -Вы планируете играть этот спектакль хотя бы раз в сезон? -Не знаю. Это не совсем прокатный спектакль, точнее, совсем не прокатный: на него народ не будет ломиться, как на водевиль или комедию. Я бы сказала, это фестивальный спектакль, и заявку на участие в одном из театральных фестивалей я уже послала. -Зная Ольгу Шведову – одну такую на миллион, я могу поспорить, что выпуская один спектакль, какой-то новый театральный проект был уже «на сносях». Не так ли? -Ну в общем, да: два пишем – третий в уме, это не считая репертуара для детворы – совсем крошечных актерчиков. «Из взрослого» я сейчас делаю отдохновение для публики – абсолютно смешную комедию Михаила Задорнова «Мужчина на 150 тысяч». Это довольно старая его пьеса, которую сам Задорнов считал не самым удачным творением. И когда я еще в Москве переделала ее и перекроила для своего театра антрепризы, Миша пришел на премьеру и остался доволен. «Я, - сказал он мне, - с твоей помощью, Шведова, еще и приличный драматург». В московском спектакле играл, да и до сих пор играет – пьеса оказлась долгожительницей, Валентин Смирнитский. Здесь же, в Торонто, мужчиной на 150 тысяч будет Валентин Овсюк. Сделаем для наших зрителей легкий и изящный водевильчик - «чтобы там не было проблем», как они обычно просят. -Ну, если «изящный», то это только для Овсюка – других таких потрясающе пластичных, легких и светлых актеров здесь больше нет. А как продвигается его карьера в кино? Как много он снимается в России - по-прежнему живет в двух городах, Москве и Торонто? -Каждый раз, приезжая в Москву, он достаточно много снимается – благо, фильмов в Москве сейчас делается предостаточно. Но не могу сказать, что это какие-то масштабные роли, чтобы можно было все бросить и с головой уйти в работу, но на «средней волне» - в различных сериалах он достаточно востребован. Это, увы, не то, где его профессионализм может «выйти» по-полной – по пластике, мимике, мастерству его нужен «первый кинематографический эшелон», но в российском кино, как, впрочем, и везде присутствует «клановость», пробить которую довольно сложно. -А у вас с Россией творческая связь осталась? -Да, я по-прежнему делаю там по премьере каждый год. Вот и сейчас у меня премьера в Москве. Кстати, мы недавно «привозили Москву» в Торонто – здесь с огромным аншлагом-переаншлагом прошел спектакль «Сказки старого Арбата» с Калныньшем, Филозовым, Кориковой и менее известными (пока) молодыми актерами. И реакция нашей публики была просто замечательной - прямо-таки ностальгия в хорошем смысле этого слова, нежная и щемящая. Да, собственно, я и поставила этот спектакль, чтобы народ понастальгировал по тем временам, той Москве и москвичах, которых больше нет. -Думаю, мы «недоговорим», если вы не расскажите о своем светлом и многообещающем будущем – детских актерских студиях, которых, если я не ошибаюсь, у вас уже две? -В общем, да. Мы с Татьяной Давыдовой решили открыть филиал моей театральной студии на базе ее обучающего центра «Импульс». И теперь поскольку малыши и их родители изъявили желание заниматься актерским мастерством, мы решили дать им такую возможность. С Таней в этом плане работать легко – она очень театральный человек с соответствущим образованием (Ленинградский государственный институт тетара, музыки и кино), и мы с ней говорим на одном языке – творчества. В прошлом году мы, например, с детками из ее центра сделали два презабавнейших спектакля - «Муху-Цокотуху» и «Путаницу» по Чуковскому. -В них, насколько я понимаю, играли совсем юные дарования? -Да, те кому от 5 и выше. Со средней группой мы выпустили спектакль «Незнайка» - смешной и жизнерадостный. Как сказал один юный зритель, выходя из зала, «у меня рот устал смеяться». Хохотали все, как ненормальные! А для «смешаной» группы я буду делать спектакль по мотивам ранних рассказов Антоши Чехонте – светлых и искристых, который будет называться «Маскарад Антоши Чехонте». Вот в нем-то будет участвовать старшая группа, средняя и даже младшая. Еще один проект для «мал-мала-меньше» - «Ералаш». Хочу поставить на сцене самые смешные истории из нашего – родом из детства – всеми любимого «Ералаша» для мальчишем и девчонок, а также их родителей. -Честно говоря, я даже уже и не удивляюсь этому планов громадью. Меня, скорее, насторожило бы, если бы вы сказали, мол, «жуем» тут одну «пьеску» потихоньку... А так – все нормально. Ольга Шведова живет своей обычной театральной жизнью, от скорости и насыщенности которой у многих наступает головокружение. И чихать она хотела на вялотекущую канадскую зиму. У нее всегда – весна, и новая премьера – 29 марта. Не пропустите! А кроме того: «Незнайка», 2 февраля в 15.00 в Русском доме (91 Kersdale av); «Незнайка», 3 февраля в 15.00 в North York Centre, Library, 2 этаж (5120 Young St) «Мужчина на 150 тысяч», 29 марта. Олеся Волчик
Copying and reproduction of news materials - exclusively with the permission of the site administration torontovka.com

Login to post a comment
There are no comments yet