Комментарии

Культура и Искусство

ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ "КОЛЛЕКЦИОНЕР".

Когда спектакль "Коллекционер" закончился, чувства меня переполняли, эмоции захлестывали, мысли разлетались, и я даже не смогла вразумительно поблагодарить участников, и не знала, смогу ли я справиться со своими мыслями




В начале ноября наш любимый
театр
Toronto Russian Drama Theatre and Studio открыл сезон потрясающей премьерой спектакля
"Коллекционер" - пьесы, написанной режиссером Ольгой Шведовой по
роману Джона Фаулза



А в день премьеры, было все
необычно: от слов на афише
- "психологический триллер" и  до вступительных слов самой Ольги Шведовой -
режиссера-постановщика и руководителя театра перед спектаклем, ведь до этого
она чаще говорила послесловие, чем предисловие.



Ольга Шведова сказала
следующее:



- Я почти никогда не
предваряю спектакль, но сегодня мне захотелось сказать, что мы, наш театр шли к
этому спектаклю более 15 лет. Мы прочли с Валентином роман Фаулза, и я сразу
загорелась идеей сделать спектакль, но мне не очень было понятно, как его
ставить. И вот много лет спустя, я стала писать пьесу по роману, и ко мне
пришло озарение, понимание того, что хотел донести до нас автор, роман этот
очень глубокий, философский - о пошлости, которая заполнила мир. С пониманием
замысла автора работа пошла очень быстро. А сегодня вам предстоит составить
свое мнение о пьесе. Думаю, что и роман вы с удовольствием прочтете, если до
этого он не попадался вам на глаза.



После этих слов публика
осталась еще больше заинтригованной в ожидании спектакля. Наконец свет погас,
начался спектакль, который пролетел как одно мгновение.



И....Когда спектакль
"Коллекционер" закончился, чувства меня переполняли, эмоции
захлестывали, мысли разлетались, и я даже не смогла вразумительно поблагодарить
участников, и не знала, смогу ли я справиться со своими мыслями и
беспристрастно написать что-то об этом спектакле. Настолько необычна тематика и
постановка спектакля. Тем более режиссер Ольга Шведова призналась, что за свою
жизнь она сделала буквально три-четыре подобных по эмоциональному накалу
спектаклей. А мы-то с вами знаем, что все же 
не три-четыре, а гораздо больше, у нее, что ни спектакль, то - бомба.
Однако этот необычен даже для нее.  Но
постепенно, через достаточно длительный период времени и раздумий, буря эмоций
во мне улеглась, и пришло понимание того, на чем можно акцентировать внимание
читателей, не выдавая всех замыслов спектакля, ведь большей части зрителей
нашей общины пьесу еще только предстоит посмотреть...



Роман Фаулза очень сложен.
Да и пьеса Шведовой достаточна непростая и интригующая, хотя и смотрится на
одном дыхании, а р
ечь идет в ней о противостоянии в обществе, о сложных
чувствах, о проблемах расслоения общества, о морально-этических заморочках, о
добре и зле, которое свершается неосознанно, а, возможно, и очень даже
осознанно
. Мир
неодназначен - одни люди
владеют финансами, но они тратят их только на свои нужды, готовы на все,
чтобы добиться своего, но ничего, при этом, не создают, стараются все делать «как
принято», не дают волю настоящим чувствам
, а
живут по своим законам
. На свои капиталы собирают все прекрасное в мире и пытаются спрятать это в свои хранилища, опошлив окружающий мир гламурной мишурой и
отполировав пошлость до глянца
. Другие помогают им в этом, скажем, пытаясь продать
результаты чужого труда или чужие коллекции, и хоть что-то на этом заработать.
Им противостоят люди другого склада. Они хотят творить
добро, любят весь мир и
со свойственной им
наивностью
выступают против
насилия, не
желают ничего плохого даже черствым и жестоким людям. По их мнению,
насилие только порождает насилие, нельзя бороться с такими людьми их же оружием.
А есть такие людишки, как один из главных персонажей
пьесы, которые видят происходящее в мире своими глазами и в своем преломлении и
невольно коллекционируют что-то им доступное - скажем, бабочек, но по-своему,
выступая пародией на пороки и комплексы, порожденные
коллекционерами-финансистами. Как раз пьеса
дает повод задуматься, а какой путь выбираю я или мои соседи, окружение?



Главный персонаж - Фред, человек лет 25-35, осторожный, не видящий дальше своего носа, в силу судьбы воспитанный теткой в очень консервативных убеждениях. Он не умеет любить,
дружить, да он даже думать не умеет. Ему кажется, что люди вокруг него не могут
сделать ничего
доброго, по этой причине,
он и сам старается ничего хорошего не делать
для окружающим. Все что
он хочет – это просто добиться своих мелких
целей и желаний. А фантазия
на желания у него невелика. Во-первых, он не любит свою работу
клерка и сослуживцев по
офису
. Однако судьба благосклонна к нему, и он выигрывает очень большую
сумму на скачках
, этого достаточно, чтоб отдать долги
тетке, купить себе дом и
не работать оставшуюся
часть жизни
. Вторая его страсть  – это коллекционирование
бабочек,
и он наслаждается властью над этими беззащитными
насекомыми и гордится своими коллекциями
. И появляется у него еще и пламенное увлечение – ему нравится девушка, с которой из-за кучи комплексов и сословных условностей ему никогда в жизни не познакомиться.
Это
его чувство нельзя назвать любовью,
скорее, желание приобрести красивую вещь и поставить на полку
в красивой прозрачной упаковке для любования ею. Но он считает
это любовью, а себя - справедливым и добрым.



Роль Фреда, который
представлялся "предмету своей коллекции" Фердинандом, блистательно
сыграл очень известный актер театра и кино Валентин Овсюк. Он смог за короткое
время даже начала пьесы вызвать у публики множество противоречивых чувств от
сожаления, сочувствия к неполноценности персонажа, желания его понять и даже
где-то помочь, но с развитием сюжета довел это отношение к персонажу до
полнейшего, глубочайшего отвращения. Странное ощушение: перед зрителем
предстает сначала, если не абсолютный маньяк, свихнувщийся на почве дикого
одиночества и непонимания окружающими, то человек очень сильно себе на уме с
абсолютно своими консервативными и незыблемыми представлениями о жизни, о любви
и нравственности, об отношениях полов, о своих планах на жизнь и на
понравившуюся ему похищенную девушку... И вы начинаете уже не сочувствовать
ему, а тихо-тихо его ненавидеть, как та похищенная девушка. Натурально
ненавидеть -  и эти его идиотские
рассуждения, манеру поведения и весь его образ - дурацкие короткие брюки,
длинные ботинки, безумно-подозрительный прищур глаз, неуверенные движения,
омерзительную улыбку... И вот в конце пьесы вы еще не отделались от мерзкого
ощущения и сочувствуете героиням, а на поклон к вам вдруг уже выходит
совершенно милейший человек, совсем в другой одежде - знакомый актер,
который  перевоплотился в себя, а вы-то
еще нет, вы под впечатлением пьесы!  



В этой пьесе юная художница
Миранда в исполнении замечательной актрисы Марии Морозовой, буквально вся
светится,
как лучик солнца. По ее дневнику становится понятно, что она занимается искусством, учится на художника, живо интересуется
миром,
участвует в благотворительных акциях... У нее в жизни есть любовь - лохматый художник-философ с бородой, который ужасно не нравится Фреду. Возможно, она не до
конца еще
сама осознала свою любовь к
художнику
, но это чувство настоящее и животрепещущее, не похожее на то, которого пытается добиться от девушки
Фред, хотя свое чувство он как раз представляет чистым и светлым - таким до
боли платоническим
.



Пьеса безапелляционно показывает нам жестокую
правду о том
, что ужасные
происшествия как раз и
могут случиться даже с самыми хорошими людьми, с милейшими девушками, причем на ровном месте по
независящим от них обстоятельствам
. Даже если они не заговаривают с незнакомцами и не садятся
в чужие машины. Но если
Фаулзу удалось в романе в некотором смысле создать кошмар для девушек и молодых женщин, которых могут похитить не по их вине - и это страшно,
то я не почувствовала страха в игре актрисы Марии Морозовой, сыгравшей Миранду
на премьере в 16 часов
. Играла она замечательно - в ее игре было все: и солнечность,
и сочувствие, и понимание, и отчаяние, и трагичность, и горячее желание сбежать
от своего похитителя, и боязнь пожизненного заточения, но того, животного
страха, который она должна бы была по началу испытать даже от неизвестности или
перед лицом психа - не было. Возможно, у актрисы была другая актерская задача,
тут я не берусь судить. В общем и целом актриса Мария Морозова мне понравилась,
как и всегда нравилась в предыдущих спектаклях, и на роль девушки, в которую
человек с неустойчивой (или даже вполне устойчивой) психикой может влюбиться,
как в один из красивейших и редких видов бабочки, с целью присовокупить ее к
своей коллекции, актриса вполне подходит по своим внешним данным.



В отличие от романа Фаулза
в пьесе Ольги Шведовой есть и третий персонаж - девушка Меги, которую (во время
моего посещения премьеры) замечательно сыграла Мария Петина. Как я понимаю,
если Миранда была воплощением чувств, желаний и представлений Фреда, он хотел
ее в свою коллекцию бабочек и хотел ею восторгаться всю жизнь, не заботясь о ее
чувствах и порывах, то Меги - это уже одно из механических воплощений его
коллекции. Она просто красивая, с более холодным рассудком и просто украсит его
коллекцию без всякой затраты чувственной энергии с его стороны, компенсирует
ему оскорбленное Мирандой удовлетворение его самолюбия. Клин, который вышибет
клином воспоминание о погибшей по его вине Миранде. Он ведь продолжает считать,
что никакой вины с его стороны в произошедшей трагедии нет.



Мне показалось, что при
помощи третьего персонажа в этой пьесе идея индивидуадизма в современном
обществе логически доведена до абсурда, причем со всех сторон.



Надо сказать, что обе
актрисы Морозова и Петина имеют возможность попробовать себя и в роли Миранды,
и в роли Меги. В вечернем спектакле они поменялись ролями, и Маша Петина играла
Миранду с большим эмоциональным подъемом, а Маша Морозова замечательно играла
Меги, судя по отзывам зрителей.



В пьесе Ольги Шведовой
важна и продумана каждая деталь, каждая реплика и движение актеров, каждая
декорация, свет, даже небольшой зал. Не поверите, но есть там и сцены "на
грани" - о, ужас! - даже как бы "садо-мазо" сцены на первый
взгляд, но это не то, что вы подумали, есть и очень смелые сцены, и реплики, и
жуткие. Уж если идти в театр за эмоциями, то никак нельзя пропустить этот
спектакль.



За сценические движения
нужно отдельно поблагодарить Валентина Овсюка, особенно красиво и пластично
поставлена борьба похитителя и похищенной при побеге, а также так называемые
"грязные танцы" Миранды - в исполнении Маши Морозовой, и танец
"бабочки" уже другого предназначения - Меги - в исполнении
профессиональной балерины Маши Петиной, поставленные ею же самой, красив и
пластичек "танец троих" и в финале спектакля.



Трудно резюмировать
спектакль,  тем более, что пьеса гораздо
шире рамок романа, и роман вы читаете в одиночку, а спектакль смотрите при
полном зале совершенно разных людей с разными чувствами, кто-то плачет, кто-то
смеется в некоторых сценах, а кто-то смущает вас своей безэмоциональностью или
излишней эмоциональностью, а у вас совершенно свое вИдение и восприятие. Но
одно из мнений о спектакле в Фейсбуке мне показалось интересным, о том, что
много ставится и играется спектаклей в Торонто разными коллективами и студиями,
но (не в обиду им)  с
профессиональнностью и необычностью, вкусом, тактом, чувством меры, подготовкой
и мастерством, режиссурой, драматургией и сценографией театра Ольги Шведовой и
Валентина Овсюка конкурировать трудно и пока еще никому не удалось. Так что
мечта режиссера Ольги Шведовой, создать в Торонто русскоязычный театр
столичного уровня, любимый русской общиной, сбылась с избытком и воплотилась в
жизнь! Но почивать на лаврах и останавливаться некогда, да и не в характере
режиссера, а впереди премьера спектакля "Брызги Шампанского" - 28
ноября и еще одна премьера "Коллекционера" - 6 декабря.  Встретимся в театре!



Алена Ли.



 



 



Последние статьи
Давайте потанцуем!

Поздравляем с юбилеем, бенефисом и сердечно благодарим за доставленное удовольствие. Ждем от вас новых сюрпризов!

 
Торонтовская премьера! Спектакль ,,Мужчина на 200 тысяч,,

И удивительное дело – спектакль неизменно вызывает зрительские симпатии, идет при полных аншлагах во многих театрах на постсоветском пространстве.

 
Короли юмора Серебряного века.

Cпектакль по рассказам Теффи и Аверченко

 
Короли юмора Серебряного века.

Спектакль был ярким, динамичным, веселым, красочным, очень музыкальным.

 
Староарбатские сказки Москвы 60х

Сказка о любви, о красоте, о радости, о чуде.

Copyright © 2021 Torontovka.com, All rights reserved