ClickCease

Как спроектирован человек

Thu, Sep 7, 2006
0
Человек появился в мире, в котором все, от молекулы до кита, уже было создано по схеме, которую теперь даже ученые не стесняются называть божественной пропорцией. И поэтому солнце попадает на листья, быстро бегает гепард, прекрасны цветок и морская звезда... Считается, что число ф было открыто знаменитым Пифагором. Однако есть сведения, опровергающие его первенство. Историк Ямвлих сообщает, что Пифагор несколько лет провел в вавилонском плену. А вавилонские астрологи и геометры славились во всем мире. Скорее всего, именно там Пифагор познакомился с золотым сечением. Его широко использовали в античности. Правда, в эпоху раннего Средневековья секреты античных мастеров были почти забыты. Воскресил ф итальянский математик Леонардо Фибоначчи (1170–1250). Его заслугой является открытие числовой последовательности, члены которой соотносятся между собой через ф. В 1509 году в Венеции была издана книга Луки Пачоли «Божественная пропорция», иллюстрированная Леонардо да Винчи, который и ввел в оборот термин «золотое сечение». КАК СПРОЕКТИРОВАН ЧЕЛОВЕК Если считать мерилом заложенную во все сущее божественную пропорцию, то человек – ее полное воплощение. Еще не зная ее математического значения пропорции, человек начал рисовать и строить, подражая ей. Но оказалось, что надо еще научиться пользоваться ключом... Венец творения. Не будь в человеке божественной ф, он просто не выжил бы в условиях естественного отбора. Нам трудно было бы плавать, мы бы медленно бегали и быстро уставали. Но природа нас не обидела: как и у меньших братьев, число костей человеческого скелета соответствует ряду Фибоначчи. У нас по паре ног и рук; скелет верхних конечностей состоит из трех частей (плечевая кость, кости предплечья и кисти); кисть, в свою очередь, заключает в себе три части – запястье (состоит из восьми костей), пясть (пять костей) и пять пальцев, в каждом из которых три фаланги. У нас 13 пар ребер (у современного человека последняя пара атрофирована и находится в рудиментарном состоянии) и 34 позвонка. В наших челюстях с каждой стороны, сверху и снизу, по восемь зубов. Всего 233 кости, полный комплект. Однако есть нечто такое, что выделяет человека из всей природы и дает ему право считать себя вершиной творения. Это степень гармоничности: в нашем теле намного больше частей, находящихся между собой в отношении золотой пропорции, чем у какого бы то ни было из высших животных (рис. 1). В этом смысле человек, безусловно, ближе к эталонному образцу. Божественное тело. Центр человеческого тела – пупок. Тело делится им на две основные части, соотношение которых, как правило, незначительно колеблется около индекса золотой пропорции, то есть ф (см. схему). Считается, что сакральный смысл местоположения пупка первыми узрели древние греки. Они даже стали искать «пуп Земли» и узнали его в круглом камне, который обнаружили в Дельфах. Вторая точка деления – кончики пальцев рук. В свою очередь, коленные суставы делят золотым сечением отрезок от ступней до локтевого сгиба. А расстояние от локтевого сгиба до кончиков пальцев вытянутой вдоль тела руки разделяет золотым сечением запястье. Ту же роль выполняет шея на участке от локтевого сгиба до макушки. А нашу голову, от макушки до подбородка, приводят к гармонии надбровные дуги. Все завершает линия губ, божественно рассекающая расстояние от подбородка до кончика носа. Гармония снаружи – гармония внутри. Ритмы жизнедеятельности наших внутренних органов также находятся в согласии с золотой пропорцией. Возьмем мозг. В нем постоянно происходят электрические колебания, частота которых зависит от общего состояния организма. Ученые распознают пять видов таких состояний: сон (спектр мозговых ритмов в это время составляет 1–3 Гц), восприятие неприятностей (3–8 Гц), покой (8–13 Гц), умственная работа (13–34 Гц) и эмоциональное возбуждение (34–55 Гц). Как видите, и здесь все подчиняется числам ряда Фибоначчи. Теперь – работа сердца. Она включает две фазы: систолы (напряжения) и диастолы (расслабления). Так вот, временные промежутки систолы, диастолы и полного сердечного цикла соотносятся между собой по формуле золотого сечения. соответствует и геометрия артериальной кровеносно-сосудистой системы. Углы разветвления ее узлов – «сердечных тройников» – также выражаются золотой пропорцией (рис. 2). Ученые считают, что благодаря числу сердечно-сосудистой системе удается справляться со своими функциями при минимальном суммарном объеме сосудов, расходуя минимум энергии. Легкость восприятия. Если связь золотой пропорции с работой своих внутренних органов человек обнаружил сравнительно недавно, то пропорциональность собственного тела привлекла его внимание уже несколько тысячелетий назад. Она просто не могла не броситься в глаза. И на это есть научное объяснение. Дело в том, что когда в поле зрения человека попадает какой-либо предмет, то мозг сначала сопоставляет отдельные его части, соотносит их с целым и только потом регистрирует и опознает его. На это тратятся доли секунды, но в любом случае процесс не моментальный. Так вот, если в пропорциях предмета нет гармонии, мозгу приходится несколько раз «прыгать» от целого к частностям, постепенно осваивая структуру предмета. Если же тот гармоничен, каждая его часть сразу дает представление о структуре целого. Разница очевидна. Одно дело – обмерить каждую часть предмета, другое – вычислить его размеры, зная всего один из параметров. Последнее возможно лишь в том случае, когда строение объекта подчинено законам гармонии. Подобные объекты сразу привлекают наше внимание, поэтому еще на заре истории человек интуитивно улавливал золотую пропорцию и старался ей подражать. Это подтверждают, например, наскальные рисунки в пещерах Франции, которым 15 тыс. лет. Размеры (длина) изображенных там бизонов, мамонтов и лошадей находятся между собой в соотношении, равном. Строим по себе. Если уж человек узнавал золотую пропорцию в телах животных, то собственное тело он, конечно, никак не мог обойти вниманием. На основе этих наблюдений складывались, в частности, древние системы мер. Египетский локоть, римская стопа, германская нога, византийская летта, славянская сажень и т. д.– все это величины, отражающие пропорции человеческого тела. И все они связаны с числом. Количество эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов в крови взрослого человека также соотносится между собой в золотой пропорции. Ученые установили, что стихотворение, строка которого звучит меньше одной секунды или больше десяти секунд, почти не будет восприниматься слушателями. Соответственно, ритм, оптимальный для восприятия смысла и гармонии слов, лежит в этом интервале. Если же вычислить продолжительность ритмической единицы по ф, то получится четыре-шесть секунд. Большинство самых известных стихотворений написано в согласии с этими расчетами (конечно, их авторы следовали ф бессознательно). Наиболее ярко это проявляется у Лермонтова. У Пушкина тоже есть стихотворения, в которых размер, число строк в строфах и сами строфы тяготеют к числовому ряду ф. Гармония против точности. Если египетские пирамиды – самое древнее архитектурное воплощение то Парфенон (V век до н. э.), безусловно, самое великолепное. Несмотря на сложность конструкции, абсолютно все архитектурные ритмы этого храма (ширина, высота, размер колонн, перекрытий, фронтона и т. д.) соответствуют золотому сечению (рис. 5). Попытки строить здания, полностью основанные на предпринимались и позже. Но в них не было такой же естественности линий и форм. Архитекторам только и оставалось, что ломать головы над причиной своих неудач. Секрет Парфенона разгадали лишь в ХIХ веке. После тщательнейших обмеров ученые установили, что в нем нет ни абсолютно прямых линий, ни абсолютно плоских поверхностей. Получается, греки уже в древности догадались, что строго горизонтальные линии издалека кажутся чуть-чуть (буквально на несколько миллиметров) изогнутыми. Вероятно, поэтому безвестный архитектор Парфенона сделал храмовые ступени немного повышающимися от краев к середине, а колонны поставил не строго вертикально, а чуть наклоненными внутрь. Расстояния между ними также были спроектированы неодинаковыми. Боковые колонны сделали потолще, для того чтобы на светлом фоне они казались тоньше. А колонны внутренней галереи, напротив, выточили потоньше, чтобы создавалось впечатление, будто они стоят глубже. Почему эти приемы были забыты зодчими почти на 1500 лет – до сих пор загадка. Как бы там ни было, приведенные примеры служат прекрасной иллюстрацией к размышлениям заслуженного архитектора РФ Иосифа Шевелева: «Как основная часть геометрической гармонии, золотое сечение легко обнаруживается в сооружении, где соблюдены элементарные принципы геометрической гармонии. Но как нельзя построить дом только из раствора, так не следует строить архитектурную пропорцию исключительно на теме золотого сечения». И это касается не только архитектуры, а, по сути, всей природы. Разве спираль моллюска настолько же идеальна, насколько идеален чертеж логарифмической спирали? Разве у каждого человека соотношение частей тела совпадает с до сантиметра? Разве цветок так же правилен, как кремлевская звезда? Природа все-таки живой организм, а живой организм живет в пульсации – в нем всегда присутствуют восходящие и нисходящие циклы, которые никогда долго не задерживаются на своих крайних фазах, соответствующих точным показателям. Если бы мир полностью отвечал точным стандартным параметрам, он был бы однообразен и скучен, как геометрический чертеж. Число ф явно просматривается и в длительности возрастных периодов человеческой жизни: до года, 8– 13, 13– 21, 21– 34, 34– 55 и 55– 89 лет. (полная версия статьи с иллюстрациями в 20 номере газеты Красота и Здоровье) ПАВЕЛ КОТОВ
Copying and reproduction of news materials - exclusively with the permission of the site administration torontovka.com

Login to post a comment
There are no comments yet